3.4. Оформление предметно-эстетической среды

При проведении капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций рекомендуется предусматривать организацию эффективной предметно-эстетической среды. Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда общеобразовательной организации направлена на обогащение их внутреннего мира, создание атмосферы психологического комфорта, поднятие настроения, предупреждение стрессовых ситуаций, позитивное восприятие обучающимися пространства общеобразовательной организации, формирование у него чувства вкуса и стиля.

Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой как:

- создание воспитательной среды посредством организации школьных музеев, театров, спортивных клубов, центра детских инициатив, пространства ученического самоуправления и взаимодействия с детскими общественными объединениями, тематического оформления рекреаций и др.;

- использование государственных символов Российской Федерации (государственного флага, герба, гимна), в обучении и воспитании, как символов сопричастности и народного единства, проявления патриотических чувств и принадлежности к российскому народу, огромной стране с великой историей;

- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни общеобразовательной организации - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в организации знаковых событий;

- размещение на стенах общеобразовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов о ключевых событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

- создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле общеобразовательной организации стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;

- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися на территории школы;

- организация событийного дизайна - оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях общеобразовательной организации, ее традициях, правилах.

Особое внимание рекомендуется уделять формированию центров детских инициатив для обеспечения деятельности ученического самоуправления в общеобразовательных организациях, являющихся местом притяжения детей, определяющих основные направления проведения досуга обучающимися, формирующих их интересы во внеучебное время. Данные пространства организуются в целях развития у обучающихся креативного мышления, их самореализации, профориентации, социализации. Цель центра детских инициатив в формировании условий всестороннего развития детей и подростков, команд (обществ, кружков) по направлениям интересов детей, а также организации места встреч с детскими общественными объединениями (движениями), родительским, педагогическим, профессиональным сообществом для проведения совместных мероприятий, проектной деятельности, игр.

Подход к организации центра детских инициатив строится на создании функционального пространства, которое наполняется элементами патриотического воспитания, необходимым оборудованием, элементами мультимедиа.

Рекомендации по формированию предметно-эстетической среды включают в себя следующие разделы:

1. Материалы по формированию центра детских инициатив для обеспечения деятельности ученического самоуправления в общеобразовательных организациях, которые доступны по ссылкам:

- https://disk.yandex.ru/d/yjHzRYQXfrRBFA (содержит рекомендации Российского движения школьников, ЮНАРМИИ и Большой перемены по организации центра детских инициатив в общеобразовательных организациях с перечнем рекомендуемого оборудования);

- https://center-orlyonok.ru/RU/Content/metodika (содержит рекомендации ВДЦ "Орленок" по оборудованию и оформлению рекреации/холла/уголка программы "Орлята России" для начальной школы с перечнем необходимого оборудования.

2. Лучшие дизайнерские проекты по оформлению центра детских инициатив, библиотеки, спортивной зоны, общественного пространства, столовой, входной группы, актового зала, учительской размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/dwfOj3uhHOvhnw (по результатам Всероссийского конкурса "Классное пространство", в котором приняли участие ученики во взаимодействии с педагогами и родителями).

3. Оснащение инвентарем и оборудованием спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций (развитие физкультурно-спортивной направленности) с учетом методических рекомендаций, размещенных по ссылке https://xn--blatfbladk-xn--plai/files/ioe/documents/HA9GY7AZKPQ5E6YPUZ7Y.pdf (содержит Методические рекомендации по оснащению инвентарем и оборудованием спортивной инфраструктуры образовательных организаций, разработанные ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" с приложением инфраструктурных карт);

4. Создание в школах пространства дополнительного образования детей по программам художественной направленности материал доступен по ссылке: http://vcht.center/wp-content/uploads/2022/03/Metodrek_shkoly-novostrojki.pdf и содержит Методические рекомендации по разработке и реализации в школах дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности с приложением информационных карт программ и перечня необходимого оборудования, в том числе по актерскому мастерству, которые могут быть использованы при организации школьного театра, разработанные ФГБУК "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий";

5. Формирование образовательного пространства Школьного спортивного клуба (материал доступен по ссылке https://xn--b1atfbladk.xn--plai/files/ioe/documents/FQ6MBUMCPWH4MY6RXCLl.pdf и содержит Методические рекомендации по формированию образовательного пространства Школьного спортивного клуба, разработанные ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" с приложением инфраструктурного листа).

Использование государственных символов в общеобразовательных организациях отвечает приоритетным задачам воспитания духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку. Государственные символы Российской Федерации могут быть включены в общественные пространства образовательных организаций: холлы, рекреации, входные группы, учебные кабинеты, библиотеки, актовые залы, административные помещения.

Рекомендации по использованию в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций государственных символов Российской Федерации доступны по ссылке: http://vcht.center/wp-content/uploads/2022/03/geraldika.pdf.