См. Обзор недостатков и нарушений, выявленных в 1 полугодии 2022 года.

7.1. Системные нарушения

7.1. Системные нарушения:

7.1.1. Нарушение пункта 1 части 18 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

При определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о цене услуг, содержащаяся в неисполненных государственных контрактах (например, для обоснования НМЦК использовалась информация по ранее заключенным заказчиком контрактам, однако на момент определения и обоснования НМЦК государственные контракты, используемые для обоснования, не были исполнены в полном объеме).

7.1.2. Нарушение части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе.

При определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах услуг, полученная по запросу от исполнителей, не осуществляющих оказание идентичных и однородных услуг, планируемых к закупке (например, при определении НМЦК по закупке автотранспортных услуг запросы о предоставлении ценовой информации направлялись исполнителям, не обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг).

7.1.3. Нарушение требований части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе, Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Минздрава России от 19.12.2019 N 1064н (далее - Порядок определения НМЦК).

Заказчиками нарушался порядок обоснования НМЦК по закупкам лекарственных препаратов, что привело к завышению НМЦК по данным закупкам, например:

- некорректный расчет средневзвешенной цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата;

- неприменение цены, установленной в Государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

- неприменение минимального значения цены за единицу планируемого к закупке лекарственного препарата.

7.1.4. Выявлена формирующаяся практика по "обходу" заказчиками требований законодательства при осуществлении закупок лекарственных препаратов, где предмет контракта определяется как "оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами", в то время как по существу обязательства являются поставкой товара. При этом более 90% стоимости контракта составляет именно поставка лекарственных препаратов, оказание услуг по хранению, учету, доставке, отпуску являются сопутствующими к поставке.

Реализация данной практики привела к следующим нарушениям:

- заказчики не применяют типовую форму контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденную приказом Минздрава России от 19.06.2018 N 367н (действовал до 02.04.2021);

- НМЦК определяется и обосновывается заказчиками в нарушение Порядка определения НМЦК;

- нарушаются правила описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380.

7.1.5. Нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Изменялись условия контрактов, тогда как возможность изменения условий данных контрактов не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе), например: увеличение сроков исполнения контракта по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе; в контракт внесено условие об авансировании, изначально не предусмотренное контрактом; увеличение цены контракта без соблюдения требования о пропорциональности такого увеличения увеличиваемому объему работ, например, в отсутствие расчета дополнительного объема работ или цены единицы работы (непропорциональное увеличение цены контракта).

7.1.6. Нарушение пункта 1 части 1, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Осуществлялась приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта при несоответствии этих товаров, работ, услуг либо результатов выполненных работ условиям контракта, в том числе, когда выявленные несоответствия не устранены поставщиками (подрядчиками, исполнителями), например: приняты и оплачены плащи-дождевики, не соответствующие требованиям контракта (материал изготовления полиэстер вместо нейлона); приняты и оплачены мониторы с частотой обновления кадров меньше, чем это предусмотрено контрактом (50 Гц вместо 60 Гц); поставлены товары без сопроводительной документации (инструкции, гарантийного талона и пр.); приняты и оплачены строительные работы, выполненные не в соответствии с требованиями проектной документации; приняты и оплачены объемы строительных работ, не соответствующие проектной документации и не подтвержденные контрольными обмерами.

7.1.7. Нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий государственных контрактов.

Заказчиками принимались и оплачивались фактически не поставленные товары, не выполненные работы, не оказанные услуги (например, приняты и оплачены фактически не выполненные работы по отделке внутренних помещений, посадке деревьев; приняты и оплачены фактически не поставленные электрические плиты; приняты и оплачены фактически не оказанные услуги по уборке помещений; приняты и оплачены объемы работ, выполненные и оплаченные в рамках исполнения другого контракта).

7.1.8. Нарушение части 6 статьи 34, статьи 94 Закона о контрактной системе.

Не соблюдались требования о применении заказчиками мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта (например, заказчиком не применены меры ответственности к поставщику в связи с просрочкой поставки товара, либо в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта).

7.1.9. Нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 3 Правил определения размера пени и штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.

Неверно рассчитаны размеры неустоек по государственным контрактам (занижены/завышены).

7.1.10. Нарушение пункта 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контрактов.

Заказчиками допускались нарушения порядка приемки и оплаты товаров, работ, услуг. Не составлялись документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, допускались нарушения сроков приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.