6. Факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов

6. Факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Апелляционной коллегией была рассмотрена жалоба на решение УФАС, которым АО "К" и ООО "К-Л" признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения антиконкурентного соглашения, обеспечивающего заключение договоров в рамках закупочных процедур, которое привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на товарные рынки по реализации пиловочника и заготовки древесины.

07.04.2008 между АО "К" и Агентством лесной отрасли заключен договор аренды лесных участков в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.

В рамках приоритетного инвестиционного проекта на АО "К" возложена, в частности, обязанность осуществлять лесозаготовительную деятельность только для обеспечения собственных производственных мощностей в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта и не допускать отчуждения заготовленной древесины, переработка которой предусмотрена технологией производства инвестиционного проекта, для иных целей.

20.02.2018 по итогам проведения АО "К" запроса котировок цен на товары был заключен договор между АО "К" и ООО "К-Л" на возмездное оказание услуг по комплексной заготовке древесины с указанием сроков оказания услуг с 01.02.2018 по 31.12.2018 в объеме 400 000 кубических метров и с 01.01.2019 по 31.12.2019 в объеме 400 000 кубических метров, а также с возможностью увеличения объема комплексной заготовки путем заключения дополнительного соглашения.

02.07.2019 Постановлением Правительства субъекта Российской Федерации введен режим чрезвычайной ситуации в лесах в связи с пожарами.

Закупочная комиссия АО "К" ввиду острой потребности в поставке пиловочника 12.07.2019 приняла решение заключить на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг АО "К", которым предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика (в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий, в том числе если вследствие чрезвычайных обстоятельств, непреодолимой силы возникла срочная необходимость в определенных товарах, работах, услугах), договоры на поставку пиловочника с ООО "К-Л".

Вместе с тем документарное подтверждение о пожарах в районах и непосредственно в лесничествах, в которых осуществлялась деятельность по заключенным договорам, отсутствует.

По результатам рассмотрения дела Апелляционной коллегией установлено, что УФАС выявлена следующая совокупность косвенных доказательств заключения антиконкурентного соглашения между ООО "К-Л" и АО "К":

- заключение между ответчиками договоров поставки без проведения конкурентных процедур в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий при отсутствии осуществления по заключенным договорам между АО "К" и ООО "К-Л" действий по предотвращению или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

- размер ущерба в результате пожаров на территории Красноярского края, повлекших утрату древесины, был определен АО "К" только спустя месяц после заключения между АО "К" и ООО "К-Л" договоров от 12.07.2019 по поставке пиловочника хвойных пород;

- наличие дружеских отношений между лицом, ранее занимавшим должность генерального директора АО "К", с лицом, ранее занимавшим должность директора ООО "К-Л" и являющимся единственным участником указанного общества, что подтверждается объяснениями сотрудника, ранее занимавшего должность советника генерального директора АО "К";

- заявление АО "К" в порядке, предусмотренном примечанием 1 к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждающее заключение ограничивающего конкуренцию соглашения с ООО "К-Л".

Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия поддержала решение УФАС (решение от 16.04.2021 N СП/33344/21 <8>).

--------------------------------

<8> https://br.fas.gov.ru/ca/pravovoe-upravlenie/6c40f8be-3904-4142-a02b-247ae35accb8/