Раздел II. Особенности организации дополнительной языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан в условиях общеобразовательной организации

Раздел II. Особенности организации дополнительной языковой

подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных

граждан в условиях общеобразовательной организации

Недостаточный уровень владения русским языком, не только в бытовой коммуникации, но и в сфере обучения, снижает образовательные результаты обучающихся из числа несовершеннолетних иностранных граждан и нередко ведет к напряженной учебной и социальной ситуации в школьном коллективе. Увеличение доли обучающихся детей-инофонов в классе общеобразовательной организации, где учатся также дети - носители русского языка, может оказывать негативное влияние на качество обучения всего класса, нарушать психологический комфорт в детском коллективе.

Нередко обучающийся, слабо владеющий русским языком, становится учеником с низким уровнем успеваемости, поскольку он не может решить задачу или выполнить самостоятельную работу, при этом он может ориентироваться в сути предмета, но не понимать условия предложенного задания из-за незнания терминов, понятий или оборотов речи.

Дошкольники дети-инофоны, оказываясь в русскоязычной среде, быстрее осваивают русскую речь и принятые нормы поведения. Когда первичная социализация таких детей происходит в первом классе школы, ребенку бывает очень сложно одновременно осваивать русский язык и справляться с другими предметами, что зачастую служит причиной низкой успеваемости и возникновения ряда психологических комплексов и проблем. Тем сложнее таким обучающимся стать успешными, если в российской школе они оказываются в 3 - 4 классах начальной школы или уже на средней ступени обучения без владения русским языком.

Результаты языковой диагностики обучающихся-инофонов в разных субъектах Российской Федерации показывают, что многие из них не владеют современным русским литературным языком, то есть не знают его грамматической системы. У обучающихся - носителей русского языка этот навык, как правило, сформирован, но еще не закреплен в письменной речи, у обучающихся детей-инофонов - не развит или отсутствует вообще.

Преподавание по методике русского языка для русскоязычных школьников используется принцип от общего к частному (теория - практика), когда формирование грамотности происходит с опорой на уже сложившуюся речевую компетенцию. Язык как систему русскоязычные обучающиеся осваивают, анализируя основные языковые единицы (слово, словосочетание, предложение, текст). Формирование речевой компетенции осуществляется за счет освоения функциональных разновидностей языка.

В преподавании методики РКИ, применяется обратный принцип: от частного к общему, так как у детей отсутствуют фоновые знания. Ключевым моментом для детей-инофонов является формирование речевой компетенции. Процесс формирования речевой компетенции осуществляется путем освоения грамматических моделей русского языка, при этом речевой материал осваивается как целостный.

Языковая адаптация детей-инофонов в общеобразовательной организации подразумевает прежде всего интенсивное обучение русскому языку педагогов по методике РКИ, чтобы квалифицированные специалисты (не только преподаватели русского языка и литературы, но и иные педагоги), прошедшие повышение квалификации или переподготовку в данной области в условиях современной социокультурной среды могли оказывать качественную диагностику обучающихся иностранных граждан. Такой подход позволяет полноценно адаптировать детей-инофонов в новой языковой среде и улучшать общие образовательные результаты класса и общеобразовательной организации в целом.

В условиях общеобразовательной организации языковая адаптация детей иностранных граждан может быть организована с использованием следующих вариантов обучения, в зависимости от специфики учебного процесса, кадровых ресурсов и финансовых возможностей конкретной школы:

1) интенсивное обучение русскому языку в течение учебного года в отдельной возрастной группе общеобразовательной организации. Этот вариант подразумевает использование индивидуальных учебных планов для организации образовательного процесса с данной группой обучающихся;

применение данной модели рекомендуется для детей-инофонов, поступающих в общеобразовательную организацию с нулевым (близким к нулевому) уровнем владения русским языком, особенно, если в одной возрастной группе таких детей трое или более);

2) сочетание занятий в классе и возможности обучения по индивидуальным планам, с обязательным использованием специализированных учебных пособий на дополнительных занятиях для детей-инофонов;

использование данной модели оптимально в случаях, когда при входной диагностики ребенка-инофона фиксируются низкие результаты по одному - двум видам речевой деятельности;

3) дополнительные занятия по методике РКИ во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности или системы дополнительного образования (частота подобных занятий составляет не менее двух - трех часов в неделю, распределенных по не менее, чем два раза в неделю;

применение данной модели актуально в большинстве случаев, когда ребенок владеет русским языком на элементарном уровне, вступает в коммуникацию с учителем, но не может использовать русский язык как язык обучения;

4) полное погружение детей иностранных граждан в новую языковую и культурную среду, посещение ими всех уроков наряду с обучающимися, владеющими русским языком, с обеспечением возможности получения ими консультаций педагогов, владеющих методикой РКИ, либо с организацией тьюторского сопровождения;

использование данной модели организации обучения рекомендуется в случаях, если итоги входной диагностики показывают необходимость корректировки отдельных сложностей в разных видах речевой деятельности, но в целом ребенок демонстрирует возможность совместного обучения в классе с носителями русского языка. Данный вариант возможен в случае, если детей-инофонов в классе не более трех человек, и при условии, что педагог, работающий с классом, обладает соответствующей квалификацией в области методики преподавания РКИ.