I. Общие положения

Концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы, основные направления и эффекты реализации государственной политики в сфере развития системы психологического сопровождения обучающихся в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации, в том числе в части реализации закрепленного в статье 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" академического права обучающихся на психологическую помощь как одного из условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся.

Правовую основу Концепции составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере образования и молодежной политики, затрагивающие вопросы организации деятельности психологических служб в образовательных организациях высшего образования.

Реализация Концепции будет содействовать достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года в части сохранения населения, здоровья и благополучия людей, создания возможностей для самореализации и развития талантов, организации комфортной и безопасной среды для жизни, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Социальные риски, связанные, прежде всего, с увеличением числа противоправных действий и проявлений агрессивного и аутоагрессивного поведения среди студенческой молодежи, снижением толерантности при взаимодействии всех участников образовательного процесса, актуализируют необходимость развития системы психологического сопровождения обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования. Не менее серьезным социальным вызовом является пропаганда насилия в межличностном взаимодействии, несформированность у значительной части обучающейся молодежи коммуникативных компетенций, что часто провоцирует силовое разрешение конфликтных ситуаций и неумение осуществлять конструктивное межличностное взаимодействие.

В основе резонансных проявлений этих социальных рисков часто лежат проблемные варианты эмоционального развития молодых людей, вызывающие поведенческие нарушения. Согласно данным масштабного исследования Российской академии образования с участием 21921 студента первых курсов из 22 университетов в 8 федеральных округах Российской Федерации, у 20,9% первокурсников наблюдаются эмоциональные проблемы, связанные с повышенной возбудимостью, склонностью к депрессивным состояниям, частыми сменами настроения, тревожностью. При этом у 8,7% молодых людей уже отмечаются проблемы поведения, выраженные, в том числе во взаимодействии с однокурсниками. Эти популяционные данные, как и общественно резонансные проявления агрессивного и аутоагрессивного поведения студентов, подтверждают острую необходимость организации в системе высшего образования сети психологических служб.

Концепция учитывает последние достижения наук об образовании и предусматривает распространение лучших практик консультирования, коррекции, профилактики и просвещения при определении стратегии и перспективных направлений развития психологического сопровождения в системе высшего образования для организации доступной и квалифицированной психологической помощи нуждающимся в такой помощи обучающимся.

В основу Концепции заложены следующие принципы:

- равной доступности на всей территории Российской Федерации квалифицированной психологической помощи для обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования, нуждающихся в такой помощи;

- приоритета права обучающегося на психологическую помощь в образовательной организации высшего образования, в которой он обучается;

- неукоснительного следования этическим нормам профессионального сообщества, принятым специалистами, работающими в психологических службах образовательных организаций высшего образования, и соблюдения законодательно определенных прав субъекта, получающего психологическую помощь;

- активного межведомственного и межпрофессионального взаимодействия органов государственной власти, образовательных организаций высшего образования, медицинских учреждений, общественных объединений, учреждений культуры, иных заинтересованных организаций и специалистов по вопросам совершенствования психологического сопровождения в системе высшего образования и оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи обучающимся;

- ведущей роли руководителя психологической службы образовательной организации высшего образования при формировании межпрофессионального коллектива специалистов для организации оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи обучающимся при необходимости;

- системности при организации нормативного, методического и ресурсного обеспечения психологических служб в образовательных организациях высшего образования;

- научной обоснованности и единства методологических подходов при разработке стратегий, технологий и методов для применения специалистами психологических служб в образовательных организациях высшего образования;

- своевременного научно обоснованного выявления обучающихся, относящихся к группам риска, и организации с ними профилактической работы;

- непрерывного профессионального развития специалистов, работающих в психологических службах в образовательных организациях высшего образования.

Основными задачами Концепции являются:

- содействие в рамках установленных полномочий формированию в образовательных организациях высшего образования психологически безопасной среды;

- обеспечение нормативных оснований для осуществления федеральными органами исполнительной власти в сфере образования полномочий по организации психологической помощи обучающимся в образовательных организациях высшего образования и управлению психологической службой в системе высшего образования;

- разработка полноценной нормативно-правовой базы для эффективного функционирования психологических служб в образовательных организациях высшего образования;

- создание и обеспечение функционирования единой системы научно-методического и информационного обеспечения психологических служб в образовательных организациях высшего образования;

- повышение доступности квалифицированной психологической помощи для всех обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования;

- повышение качества и расширение полноты спектра психологической помощи для всех категорий обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования;

- обеспечение соответствия психологической службы запросам и потребностям современного цифрового общества;

- обеспечение функционирования системы непрерывного повышения квалификации специалистов психологических служб в образовательных организациях высшего образования;

- разработка и внедрение системы оценки эффективности деятельности психологических служб в образовательных организациях высшего образования.

Под психологической службой образовательной организации высшего образования понимается структурное подразделение, созданное в образовательной организации высшего образования для психологического сопровождения образовательной деятельности с учетом специфики образовательной организации, в том числе с помощью социальной адаптации и реабилитации нуждающихся в ней обучающихся, а также для оказания психологической помощи работникам образовательной организации. В состав психологической службы образовательной организации высшего образования входят психологи, и могут входить иные профильные специалисты, имеющие квалификацию для оказания психолого-медико-социальной помощи при необходимости.

Федеральная сеть психологических служб в образовательных организациях высшего образования представляет собой совокупность психологических служб, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации.

Оператором и координирующим органом развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования является Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования. Ресурсами развития психологического сопровождения высшего образования являются факультеты психологии и другие структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, а также иные организации, на базе которых ведутся научные исследования в интересах психологического сопровождения образования, осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для психологических служб.

Современное состояние психологического сопровождения в системе высшего образования характеризуется следующими основными проблемами, требующими системных решений:

- лишь в 21,9% образовательных организациях высшего образования функционирует психологическая служба с обозначенной штатной численностью более одного сотрудника;

- под психологической службой может пониматься как выделение в образовательной организации высшего образования одной ставки психолога (55,3% образовательных организаций высшего образования), так и полноценная психологическая служба, включающая специалистов разного профиля, а ресурсная обеспеченность психологической службы полностью зависит от воли руководства образовательной организации;

- производственная нагрузка на одного специалиста психологической службы существенно различается в образовательных организациях высшего образования, не учитываются интересы особо нуждающихся в психологической помощи обучающихся и приоритетные виды деятельности;

- должностные обязанности специалистов психологических служб образовательных организаций высшего образования в отсутствие профессионального стандарта психолога высшего образования формулируются на основе общих представлений руководства о трудовых функциях данных специалистов;

- повышение квалификации специалистов психологических служб образовательных организаций высшего образования не регламентировано и носит нецентрализованный, зачастую инициативный характер, а качество программ дополнительного профессионального образования, предлагаемых специалистам психологических служб образовательных организаций высшего образования, не подвергается независимой экспертной оценке, в том числе профессионально-общественной аккредитации;

- материально-техническое оснащение психологических служб образовательных организаций высшего образования осуществляется исходя из финансово-экономических возможностей организаций и психологического инструментария, имеющегося на рынке, зачастую не прошедшего экспертную оценку и не имеющего рекомендаций по применению.

Все вышеизложенное обусловило:

- отсутствие единой стратегии в определении целей, задач, содержания, методов психологического сопровождения в образовательных организациях высшего образования;

- отсутствие стандартов оказания профессиональной помощи, включая стандарт применения диагностического инструментария;

- отсутствие алгоритма взаимодействия при оказании квалифицированной психологической помощи в образовательных организациях высшего образования;

- значительную неравномерность качества оказания психологической помощи, а также состояния ее инфраструктуры в образовательных организациях высшего образования.

Таким образом, в данный момент в ряде образовательных организаций высшего образования функционируют не объединенные в единую систему психологические службы или отдельные специалисты - психологи, которые при должном ресурсном обеспечении и государственной поддержке станут основой для формирования целостной, соответствующей современным требованиям и отвечающей на актуальные общественные вызовы федеральной сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования.