<Письмо> ФНС России от 03.10.2022 N ШЮ-4-17/13109@ "Об осуществлении административного производства за нарушения валютного законодательства"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 3 октября 2022 г. N ШЮ-4-17/13109@

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА ЗА НАРУШЕНИЯ

ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральная налоговая служба в целях обеспечения единообразного подхода территориальных налоговых органов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, обращает внимание на необходимость соблюдения следующих положений.

1. Необходимость соблюдения единообразного подхода к назначению наказания в виде административного штрафа в случае частичного прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания.

В случае частичного прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания в связи со смягчением административной ответственности и соответствующим изменением предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) размеров административных штрафов <1>, необходимо исходить из следующего:

--------------------------------

<1> Письмо ФНС России от 08.08.2022 N ШЮ-4-17/10279@.

а) если по итогам рассмотрения дела штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей части статьи 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 235-ФЗ), то подлежащая уплате после вынесения постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания сумма штрафа также должна быть установлена в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей части статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Закона N 235-ФЗ <2>;

б) если по итогам рассмотрения дела штраф назначен в размере, превышающем минимальный размер, предусмотренный санкцией соответствующей части статьи 15.25 КоАП РФ в предыдущей редакции, то подлежащая уплате после частичного прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания сумма штрафа должна пропорционально превышать минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией соответствующей части статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Закона N 235-ФЗ <3>.

--------------------------------

<2> Например, если первоначальный штраф назначен в размере 75% от суммы нарушения при возможном диапазоне штрафа от 75% до 100% от суммы нарушения, то после вынесения постановления о прекращении исполнения штраф должен составлять 20% от суммы нарушения при действующем диапазоне штрафа от 20% до 40% от суммы нарушения.

<3> Размер нового штрафа в процентах (X) можно расчитать по формуле X = 0,8 x (Y - 75%) + 20%, где:

0,8 - постоянный коэффициент отношения диапазона нового размера санкции к диапазону старого размера санкции;

Y - размер санкции, назначенной по прежнему значению санкции, в процентах;

20% - минимальное значение санкции по новому значению санкции.

В последующем, полученный процент необходимо применить к сумме совершенного нарушения.

Например, если первоначальный штраф назначен в размере 80% от суммы нарушения при возможном диапазоне штрафа от 75% до 100% от суммы нарушения, то после вынесения постановления о прекращении исполнения штраф должен составлять 24% от суммы нарушения при действующем диапазоне штрафа от 20% до 40% от суммы нарушения.

2. Необходимость указания в постановлениях о назначении административного наказания и в постановлениях о прекращении исполнения постановлений мотивированных выводов о причинах назначения административного штрафа в размере, превышающем минимальный размер (указание на наличие отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно содержаться мотивированное решение по делу.

Отсутствие в постановлении по делу об административном правонарушении мотивированных выводов о причинах назначения повышенной суммы штрафа нарушает права лица, привлекаемого к административной ответственности, и может привести к увеличению числа жалоб на действия налоговых органов и отмене вынесенных постановлений.

В целях исключения случаев изменения или отмены вынесенных налоговыми органами постановлений о назначении административного наказания при отсутствии отягчающих обстоятельств следует рассматривать возможность назначения администартивного штрафа в минимальном размере <4>.

--------------------------------

<4> Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2021 N 13АП-22921/2021, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 N 02АП-6/2022, Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 N 21АП-108/2022 и т.д.

Таким образом, при назначении административного штрафа в размере, превышающем минимальный размер, в постановлении по делу об административном правонарушении или постановлении о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания должно содержаться указание на наличие отягчающих обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ, или мотивированные выводы о соответствии наложенного административного штрафа общим принципам назначения административного наказания, обеспечивающим его соразмерность совершенному правонарушению.

3. Необходимость своевременного и полного внесения в АИС "Налог-3" сведений и документов по мероприятиям валютного контроля и делам об административных правонарушениях.

По итогам проведенного анализа установлено, что в АИС "Налог-3" по отдельным проверкам соблюдения валютного законодательства и делам об административных правонарушениях отсутствуют сведения о вынесенных документах, либо не завершен ввод сведений по ним в полном объеме (отсутствуют суммы, не проставлены даты, нет отметки о подписании, отправке или вручении документа, отсутствуют скан-образы документов), что приводит к искажению содержащихся в АИС "Налог-3" сведений.

Соответственно, обращаем внимание, что все административные процедуры, осуществляемые в рамках контроля за соблюдением валютного законодательства, а также производства по делам об административых правонарушениях, должны быть отражены в АИС "Налог-3".

Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить контроль за его исполнением, а также обеспечить полноту и своевременность внесения сведений и документов в АИС "Налог-3".

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Ю.В.ШЕПЕЛЕВА