См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Развитие контрактной системы

В 2021 году реализована комплексная оптимизация контрактной системы в сфере закупок:

- сокращено количество способов определения поставщика до трех (конкурс, аукцион, запрос котировок);

- сокращены сроки проведения процедур закупок;

- установлена обязательная регистрация участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок;

- введена "универсальная предквалификация" при осуществлении всех закупок от 20 млн рублей;

- усилены антидемпинговые меры: при демпинговом предложении о цене контракта установлен минимальный размер обеспечения контракта (10%);

- расширен перечень гарантов, которые могут выдавать независимые гарантии участникам закупок (включены региональные гарантийные организации, ВЭБ.РФ), в том числе из стран - членов ЕАЭС (включен Банк ЕАБР);

- установлена новая последовательность проведения электронного аукциона: подача ценовых предложений участниками закупок осуществляется до рассмотрения заявок в целях исключения сговора на торгах;

- исключена возможность обжалования закупок лицами, не зарегистрированными в едином реестре участников закупок, а при закупках от 20 млн рублей - не соответствующими "универсальной предквалификации" в целях предотвращения злоупотребления правом на обжалование закупок и срыва торгов;

- исключено обязательное продление приема заявок и проведение новых дополнительных закупочных процедур в случае отсутствия заявок;

- установлена возможность заключения контракта по результатам закупки с каждым следующим участником закупки при уклонении предыдущего от заключения контракта;

- внедрен электронный документооборот на всем "жизненном цикле" закупки;

- обеспечена поддержка подрядчиков - исполнителей контрактов в связи с удорожанием в 2021 году строительных ресурсов - определен механизм пересмотра цен по инфраструктурным контрактам (в т.ч. со сроком исполнения до года);

- продлен механизм списания начисленных неустоек за неисполнение (ненадлежащее исполнение) в 2021 году обязательств по инфраструктурным контрактам;

- установлено право осуществлять закупки в сфере строительства "под ключ", в том числе если предметом контракта является одновременно консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия для современного использования;

- установлен запрет на регистрацию офшорных компаний в единой информационной системе в сфере закупок и их участие в закупках;

- установлены основания для отклонения заявок участников закупок, являющихся организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных государств;

- обеспечена конфиденциальность и исключение из публичного доступа информации о подсанкционных участниках закупок в целях исключения возможности прослеживания цепочек сделок;

- реализованы меры в части упрощения доступа к закупкам для малого бизнеса:

- повышен с 1 января 2022 года до 25% от совокупного годового объема минимальный размер закупок, которые заказчики обязаны осуществить у субъектов малого предпринимательства и СОНКО;

- сокращены предельные сроки оплаты (до 15 рабочих дней) для заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг у субъектов МСП.

С 2022 года в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств и оказания мер поддержки в условиях текущей экономической ситуации заказчикам и участникам закупок внесены следующие изменения в законодательство о контрактной системе в сфере закупок:

- сокращен максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, работы до 7 рабочих дней (по общему правилу) с даты подписания документа о приемке заказчиком;

- введен запрет на использование иностранной валюты при определении начальной цены контракта, а также введена возможность обосновывать начальную цену контракта без учета коммерческих предложений в случае их непоступления;

- установлена возможность перевода в закрытую электронную форму закупок заказчиков, в отношении которых введены санкции;

- реализована возможность установления до 1 января 2023 года Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ дополнительного случая осуществления закупок у единственного поставщика;

- установлена возможность проведения единой закупки на строительство объекта и его полное оснащение оборудованием;

- обеспечено невключение в реестр недобросовестных поставщиков исполнителя, если выполнение контракта оказалось невозможным вследствие введения иностранных санкций;

- установлены обязательные требования об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, с которым контракт расторгнут по причине введения санкций в отношении заказчика;

- предусмотрена возможность изменения любых существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, по решению соответствующего высшего органа исполнительной власти в случае невозможности его исполнения;

- предусмотрено списание заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

- внедрены типовые формы независимых гарантий, предоставляемых участниками закупок в качестве обеспечения заявок, исполнения обязательств по контракту, исполнения гарантийных обязательств.