Приказом Ространснадзора от 19.12.2023 N ВБ-422фс утверждены программы на 2024 год.

Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности

Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) в области

транспортной безопасности

Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УТБ) и территориальные органы в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденным Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1051, осуществляют надзор за соблюдением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности.

Контролируемыми лицами с 01.07.2021 являются: объекты транспортной инфраструктуры, перевозчики, застройщики объектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, учебные центры, специализированные организации, органы аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующие организации и граждане.

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

По состоянию на 31 августа 2022 года территориальными органами проведено 472 контрольных (надзорных) мероприятия, что на 57% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года (далее - АППГ), в том числе - 125 плановых (на 55% меньше АППГ) и 363 внеплановых (на 58% меньше АППГ).

Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий уменьшилось за счет введения ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления в 2022 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

Всего с начала 2022 года в результате проведенных мероприятий было выявлено 2 837 нарушений обязательных требований, что на 23% меньше АППГ.

В ходе контрольных (надзорных) мероприятий были выявлены следующие наиболее характерные нарушения субъектами транспортной инфраструктуры требований в области обеспечения транспортной безопасности:

1. Не привлечены подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;

2. Нарушен порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

3. Не обеспечено оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

4. Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, не прошли процедуру обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5. Для транспортных средств не разработаны (отсутствуют) паспорта обеспечения транспортной безопасности;

6. Не обеспечена передача данных в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств при осуществлении перевозки пассажиров.

По состоянию на 31 августа 2022 года по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий привлечено к административной ответственности всего 1121 контролируемое лицо, из них:

юридических лиц - 707,

должностных лиц - 230,

физических лиц - 33

индивидуальных предпринимателей - 151.

Общая сумма наложенных штрафов составила 34 356 тыс. рублей. Общая сумма взысканных - 48 106 тыс. руб.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий инспекторами за восемь месяцев 2022 года чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статье 11.15.1 КоАП РФ (69% от общего количества постановлений о привлечении к административной ответственности). Привлечение к административной ответственности по статьям КоАП РФ 11.15.2 и 19.5.10 составило соответственно 9% и 10%.

К возможным тенденциям, которые могут оказать влияние на состояние подконтрольной среды относятся:

- расширение списка контролируемых лиц,

- состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ по развитию транспортной инфраструктуры и обеспечения транспортной безопасности;

- развитие экономики Российской Федерации в условиях продления санкций со стороны ЕС и США;

- серьезное воздействие пандемии COVID-19 на авиацию и другие виды транспорта;

- совокупное влияние внутренних факторов на развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации;

- обстановка, складывающаяся на территории субъектов Российской Федерации, прилегающей к территории проведения специальной военной операции;

- совершенствование нормативной правовой базы в области транспортной безопасности;

- дифференциация обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности;

- повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений.

В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба.

Со стороны контролируемых лиц продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (АНВ, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:

- риск гибели человека;

- риск причинения вреда здоровью человека;

- риск загрязнения окружающей среды;

- риск причинения материального ущерба.