1.5. Рекомендуемые принципы выполнения мероприятий по защите ОПФ организаций

1.5 Рекомендуемые принципы выполнения мероприятий по защите ОПФ организаций

В целях ПУФ организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, рекомендованы принципы, позволяющие адекватно реагировать на изменения условий функционирования эксплуатируемых объектов организаций.

1.5.1 Принципы защиты ОПФ объектов экономики - это исходные положения, являющиеся руководящим правилом при выборе, планировании и реализации мероприятий по защите ОПФ при воздействии ССП.

1.5.2 При выборе, планировании и реализации мероприятий по защите ОПФ от поражающих факторов ССП рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:

1.5.2.1 Единоначалие и персональная ответственность за организацию и выполнение мероприятий по защите ОПФ объектов экономики.

Позволяет рационально распределить имеющиеся силы для выполнения мероприятий ГО и задач непрерывной хозяйственной деятельности, предотвратить планирование ограниченных ресурсов организации, привлекаемых для этих целей одновременно к выполнению других задач.

1.5.2.2 Заблаговременность (превентивность) и своевременность. Мероприятия ГО планируются заблаговременно на основе прогноза возможной обстановки. Для прогнозирования используются методики, утвержденные МЧС России и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Одними из инструментов прогнозирования являются методы, приведенные в следующих ГОСТ Р:

ГОСТ Р 42.2.01-2014 "Гражданская оборона. Оценка состояния потенциально опасных объектов, объектов обороны и безопасности в условиях воздействия поражающих факторов обычных средств поражения. Методы расчета";

ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения".

С учетом важности задачи и необходимости заблаговременного планирования, а также эффективного распределения ресурсов, подготовка мероприятий по защите ОПФ учитывается в приложении к Плану ГО "План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне (или организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов)".

1.5.2.3 Комплексность. Усилия органов управления по защите ОПФ организаций, продолжающих работу в военное время, имеют широкий диапазон взаимозависимых направлений реагирования и требуют комплексного подхода. Невыполнение части общих мероприятий по ПУФ и по подготовке организаций к работе в условиях военного конфликта может обесценить затраты организации на защиту ОПФ. Положительный эффект возможен, когда руководитель ГО имеет широкий спектр инструментов, технологий, методов и средств, для выполнения задачи обеспечения устойчивости организации.

1.5.2.4 Принцип обоснованной достаточности предполагает соразмерность планируемых сил и средств существующей угрозе. Невозможно создать производственные системы, эксплуатируемые организациями, абсолютно устойчивыми ко всем возможным поражающим воздействиям ССП. Мероприятия по защите ОПФ ограничиваются тем, что необходимо максимально сократить объем разрушений эксплуатируемых ОПФ, защитить наиболее важное оборудование и персонал, создать условия к быстрому восстановлению либо к безаварийной остановке производства.

Не рекомендуется использовать средства и технологии защиты ОПФ, превышающие по затратам стоимость (остаточную стоимость) защищаемого ими оборудования и средств (за исключением ОПО и уникальных объектов).

Объем и состав ИТМ по защите ОПФ зависят от важности организации в экономике страны, региона и муниципального образования и от сложности прогнозируемых условий ее функционирования в период военного конфликта.

1.5.2.5 Дифференцированность (принцип различия) мероприятий. Проблема защиты ОПФ, как составная часть работ по обеспечению устойчивого функционирования, актуальна только для организаций, продолжающих работу в военное время.

Принцип "различия" применим к объектам в соответствии с нормами МГП, где отмечается особая охрана МГП гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания населения.

1.5.2.6 Всеобщность. В подготовке организации к защите ОПФ в условиях военного конфликта должны принимать участие все ее штатные подразделения, а в ОМСУ и ОИВ СРФ - все заинтересованные и имеющие соответствующие полномочия структурные подразделения.