6.7. Особенности сопровождения в группе продленного дня обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (далее - СДВГ)

6.7. Особенности сопровождения в группе продленного дня обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (далее - СДВГ).

СДВГ характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Данная группа детей часто вызывает сложности при включении их в школьную жизнь, но не относится к обучающимся с ОВЗ. Тем не менее, при необходимости, ППк может рекомендовать таким детям тьюторское сопровождение и при посещении ими группы продленного дня; воспитатель ГПД должен учитывать их особенности и рекомендации консилиума.

Для большинства детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности характерны недостатки координации движений, несформированность мелкой моторики (что выражается в двигательной неловкости, неуклюжести).

Дети с СДВГ чрезвычайно подвижны: все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ребенок ерзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). Такие дети нарушают дисциплину, быстро переходят в разряд "неуправляемых хулиганов". Вследствие этого самооценка таких детей низкая, а тревожность повышена. На этом фоне снижается мотивация к обучению и часто возникает агрессивное поведение. У других детей этой группы усиливается регрессия, личностная инфантилизация. Такие дети отказываются от ответственности за свое поведение и обучение.

Школьное образование создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок не собран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца), повышенной избирательности внимания (неспособен более нескольких минут сосредоточиться на неоднократно повторяющейся, трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности), выраженной отвлекаемости, с частыми переключениями с одного занятия на другое.

Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, часто являются источником постоянных конфликтов. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

Существует возрастная динамика проявления гиперактивности: пик ее приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (ребенок крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит руками, трясет ногами). К подростковому возрасту гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.

При организации сопровождения детей с гиперактивностью в группах продленного дня акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

- концентрировать внимание;

- доводить начатое до конца;

- контролировать свои движения;

- снимать мышечное напряжение;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

При сопровождении ребенка с СДВГ помните, что ему необходимо позитивное, уравновешенное и последовательное отношение к нему.

Важно давать четкие, конкретные инструкции; соблюдать четкий ритм, структуру, организацию. Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10 слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать мусор и снять одежду; помочь сверстнику и выполнить задание самому и т.д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно управляемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать "можно бегать по улице", чем "прекрати беготню". Но еще более эффективно - включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.

Для того чтобы ребенок мог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространственной среды в группе продленного дня необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т.д. Во время проведения мероприятий должно существовать пространство для активного отдыха детей.

Оптимальное место в классной комнате в группе продленного дня для ребенка с СДВГ - место у стены и недалеко от стола воспитателя или тьютора.

Следует чаще давать такому ребенку дополнительные задания, допускающие возможность движения (собрать наглядные пособия, раздать материалы, листы бумаги и т.д.).

При организации подготовки к выполнению домашних заданий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировал в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физкультурных минуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снимет работоспособность и уровень усвоения материала. Занятия постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т.д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действие спокойным голосом. Главное - сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом.

Коррекционное воздействие на ребенка с СДВГ в группе продленного дня должно включать следующие приемы и технологии:

- обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций;

- обучение самомассажу;

- игры для развития быстроты реакции, координации движения;

- игры для развития тактильного взаимодействия;

- пальчиковые игры;

- подвижные игры с использованием сдерживающих моментов;

- психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния;

- работа с глиной, водой и песком.

Коррекционную работу в группе более эффективно строить поэтапно:

- индивидуальная;

- парная;

- подгрупповая.

Таким образом, дети, страдающие СДВГ, как никакие другие, требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований при сопровождении во время подготовки домашних заданий и досуговых мероприятий может помочь адаптироваться таким детям и стать успешными.