2. Организация услуг присмотра и ухода за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью при организации группы продленного дня

2.1. В образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью в группах продленного дня. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за данными категориями обучающихся в образовательных организациях отнесено к полномочиям учредителей (исполнительных органов государственной власти) соответствующих организаций.

2.2. При осуществлении присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью в группах продленного дня необходимо проводить мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, а также удовлетворенности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг.

2.3. При организации ГПД образовательные организации создают условия для охраны здоровья обучающихся, в частности, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

2.4. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает режим работы ГПД, в которой могут быть организованы группы продленного дня с 3-часовым, 4-часовым и 5-часовым режимами работы.

2.5. Обеспечение соблюдения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами личной гигиены и режима дня включает:

- организацию прогулок, спортивного часа и отдыха детей;

- возможность организации дневного сна и зон отдыха;

- организацию тьюторского сопровождения при необходимости;

- организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);

- организацию занятий по интересам, физкультурно-оздоровительные мероприятия

- обучение навыкам личной гигиены (уходу за кожей, волосами, одеждой, обувью).

При отсутствии в образовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью (шкафы, одноярусные кровати).

2.6. Рациональная организация режима дня включает в себя:

- двигательную активность на воздухе;

- проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;

- информационно-просветительскую деятельность;

- адаптационный компонент, который ориентирован на систему предупредительных мер по профилактике школьной дезадаптации, компенсацию и коррекцию индивидуальных трудностей включения в организованный учебно-воспитательный процесс;

- занятия в кружках, игры, подготовку и проведение концертов самодеятельности, викторин и других мероприятий.

2.7. Для восстановления работоспособности обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью после окончания учебных занятий в образовательной организации перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов.

2.8. При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном специальной мебелью;

- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, для того чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3-х классах - 1,5 часа, в 4 - 5-х классах - 2 часа, в 6 - 8-х классах - 2,5 часа, в 9 - 11-х классах - до 3,5 часа;

- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий;

- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

- проводить физкультурные минутки, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и использовать другие здоровьесберегающие технологии;

- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке).

При этом необходимо учитывать особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

2.9. При осуществлении присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью в группах продленного дня в образовательной организации должно быть предусмотрено питание в соответствии с режимом работы ГПД. Режим питания и кратность приема пищи устанавливаются в зависимости от времени пребывания обучающегося в образовательной организации. При этом интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4 часов.

2.10. Для детей с ОВЗ в группах продленного дня рекомендуется создать помещение, которое называется "сенсорной", или "тихой", комнатой. Сенсорная комната (иногда ее называют комнатой для релаксации) - это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия человека: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, вестибулярной. Это помещение может быть использовано в коррекционно-педагогических целях, а также задействуется как место для разгрузки и успокоения в результате стрессового влияния каких-либо факторов или усталости ребенка. "Сенсорная" комната необязательно может быть отдельным, постоянно функционирующим помещением. Можно организовать ее "мобильную" версию в одном из помещений, не задействованных в данный момент, наполнив соответствующим содержанием: сухим бассейном с шариками, креслами-грушами, мягкими блоками, одеялами, разнообразными игрушками и сенсорно притягательными предметами.

2.11. Учащиеся, посещающие ГПД, вправе заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других организациях дополнительного образования детей, в различных предметных кружках и секциях по программам дополнительного образования (в том числе платных), организуемых школой, а также участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других массовых мероприятиях для обучающихся.

По заявлению родителей (законных представителей) воспитатель ГПД может отпускать учащихся для посещения учебных занятий в организациях дополнительного образования. Ответственность за жизнь и здоровье таких учащихся с момента выхода с территории школы несут родители (законные представители).

Ответственный за организацию дополнительных образовательных услуг обеспечивает сопровождение учащихся, посещающих ГПД, на занятия предметных кружков и секций по программам дополнительного образования, организованных школой.

Каждый организованный выход учащихся, посещающих ГПД, за пределы территории школы разрешается приказом директора школы с установлением ответственного за жизнь и здоровье учащихся, утверждением маршрута прогулки, экскурсии и т.п. в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы.

2.12. Информация о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД размещается на официальном сайте школы в сети Интернет, на информационных стендах в местах осуществления образовательной деятельности.

Ответственность за актуальность и достоверность информации о предоставлении услуг по присмотру и уходу несет должностное лицо, назначенное приказом директора школы.