Условия восприятия и понимания ребенком обращенной речи

Условия восприятия и понимания ребенком обращенной речи:

- краткость и выразительность обращения (инструкции, просьбы, комментария, сообщения);

- заданное количество повторений, обращение в медленном темпе, с выделением пауз для ожидаемой реакции ребенка;

- сочетание речевых стимулов с невербальными (жестом, пантомимикой, показом действия);

- любая инструкция, вопрос должны начинаться с обращения к ребенку, установления зрительного контакта (глаза в глаза), с тем чтобы привлечь и удержать его внимание;

- стимуляция доступной ребенку речи в различных коммуникативных ситуациях: при выражении просьбы, желания, недовольства или удовлетворения, в условиях организованного предметно-манипулятивного взаимодействия.

В ситуации коллективного взаимодействия речевое высказывание обучающегося с НОДА организуется с помощью приема сопряженной речи (хорового или парного проговаривания с другими детьми), пения (произнесения нараспев с интонационным выделением гласных), послогового проговаривания слова (фразы) с фиксацией каждого слога доступным движением руки (тела). В том случае, если речь ребенка малопонятна или практически недоступна, используются технологии невербальной коммуникации (карточки, предметы).

По мере овладения ребенком практическими действиями необходимо сокращать объем оказания помощи - от полного сопровождения всей операции (цепочки действий) к отдельным действиям, а также изменять характер помощи - от неречевого (действий, предметов, жестов) к речевому (прямому указанию ошибки или оценке действия, поощрению). Предлагая ребенку помощь, нужно фиксировать, способен ли он использовать ее полностью или частично, насколько при этом улучшается результативность его действий.