5. Кадровое обеспечение услуг по присмотру и уходу за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в группе продленного дня

Присмотр и уход за обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью в группах продленного дня обеспечиваются следующими участниками образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, учителя, педагоги дополнительного образования, советники директора по воспитанию, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, библиотекари и т.д.

Организацию работы по осуществлению информационно-просветительской деятельности патриотической, нравственной и экологической направленности в ГПД целесообразно возложить на советников директора по воспитанию, учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев, воспитателей, педагогов-организаторов и т.д.

Должностные инструкции и функционал воспитателя ГПД целесообразно разрабатывать на основе профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н, исходя из задач по присмотру и уходу, которые формулируются на основе индивидуальных особенностей обучающихся группы, в том числе обучающихся с ОВЗ, в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк.

Воспитатель ГПД обязан:

- организовать учебно-воспитательный процесс с учетом специфики детей с ОВЗ и требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ;

- осуществлять контроль за выполнением домашних заданий и оказывать необходимую помощь учащимся;

- своевременно оформлять необходимую документацию по учебно-воспитательной работе в ГПД;

- соблюдать режим дня и правила техники безопасности учебно-воспитательного процесса в ГПД;

- присутствовать и принимать участие в заседаниях школьного методического объединения учителей, совещаниях, педсоветах и т.п.;

- координировать свою деятельность с работой логопедической, психологической служб;

- использовать здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;

- обеспечивать уход за обучающимися из группы только с родителями (законными представителями) или по их письменному заявлению в сопровождении указанных лиц или самостоятельно.

Особое значение в кадровом обеспечении присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью в группах продленного дня занимают воспитатель ГПД, тьютор и ассистент.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области воспитания", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н, а с 1 сентября 2023 г. - в соответствии с приказом Минтруда России от 30 января 2023 г. N 53н, одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, относятся:

1. Педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

- выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

- участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

- организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

- участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

- использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;

- организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ.

2. Организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

- организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

- разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

- координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

- организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

- оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ.

3. Организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

- разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

- разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

- контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

- консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

В рамках ГПД тьютор сопровождает образовательный интерес обучающегося, опираясь на разработанный индивидуальный образовательный маршрут. Спецификой тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ является помощь обучающемуся в развитии навыка самостоятельности учебной деятельности, а также создание условий, в которых обучающийся сможет научиться навыкам самообслуживания и организации собственной деятельности в соответствии с режимом ГПД. К такой деятельности тьютора можно отнести:

- помощь в реализации интересов в досуговой деятельности: адаптация образовательных материалов (например, совместно с обучающимся изготовление карточек по тематике интересов, разработка и помощь в реализации проектов), организация посещения кружков;

- помощь в приготовлении обучающимся с ОВЗ домашних заданий: выявление учебных трудностей и помощь в их преодолении, помощь в самоорганизации (например, составление плана подготовки заданий, вербальные и визуальные подсказки, использование песочных часов и т.д.);

- организацию образовательной среды во время выполнения учебных заданий, прогулок;

- развитие навыка коммуникации в ситуациях самообслуживания, питания (например, тьютор может помочь обучающемуся научиться просить о той или иной помощи в определенных ситуациях или подсказать, как можно решить ту или иную задачу самообслуживания максимально самостоятельно); помогая обучающемуся в развитии навыков коммуникации, тьютор может привлекать сверстников обучающегося к посильной помощи;

- консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам эффективной коммуникации с обучающимся, обучения умению понимать то, что говорит обучающийся с ОВЗ, либо жестовой коммуникации, которая естественна для обучающегося с ОВЗ;

- консультирование родителей по вопросам организации активности обучающегося во время ГПД;

- инициацию самостоятельной активности обучающегося с ОВЗ, использование в коммуникации таких вопросов, как: Что тебе хочется делать? Как ты думаешь, как это можно сделать? Как ты считаешь, что тебе понадобится для решения задачи? Вот несколько вариантов - какой ты выберешь?;

- взаимодействие с педагогами дополнительного образования: обсуждение вопросов, связанных с реализацией обучающимся интересов, проектов (например, обучающийся на кружке рисования может нарисовать несколько рисунков, а вместе с тьютором организовать выставку рисунков и рассказать одноклассникам об истории их создания).

Детям с ТМНР при реализации соответствующих адаптированных программ обучения, в том числе и специальных индивидуальных программ развития (далее - СИПР), ПМПК в качестве специальных образовательных условий рекомендует ассистента (приказ Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н "Об утверждении профессионального стандарта "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья""), который необходим и в группе продленного дня.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" и/или по программе "Развивающий уход за детьми с ОВЗ и детьми с ТМНР" без предъявления требований к стажу работы. К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. Обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию.

2. Оказание технической помощи в позиционировании, перемещении и передвижении по образовательной организации, получении информации и ориентации.

3. Оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации.

4. Оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения.

5. Оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей.

6. Оказание помощи в самообслуживании и соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Ассистенты должны решать задачи не только непосредственного физического ухода и присмотра за ребенком, но и установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей ребенка, в том числе развития его собственной активности, профилактики и преодоления сенсорной, двигательной, социальной и других форм депривации, развития коммуникативных способностей ребенка, стимуляции двигательного развития, формирования навыков самообслуживания и участия в повседневных бытовых процедурах.

Как следует из документов, определяющих содержание деятельности тьютора и ассистента, их функционал отличен, хотя в некоторые моменты может быть одним и тем же. Тем не менее ассистент оказывает техническую помощь обучающемуся, например:

- помогает перемещаться в пространстве школы или на пришкольной территории;

- помогает в техническом использовании средств коммуникации (планшета, карточек, наушников и т.д.);

- помогает в использовании технических средств реабилитации или перемещения (например, при использовании лифта, подъемных платформ, тренажеров);

- помогает организовать рабочее место для приготовления домашних заданий;

- помогает в приеме пищи, в уходе за собой (если обучающийся не может это делать сам).

Какой специалист - ассистент или тьютор - будет максимально эффективен в сопровождении обучающегося с ОВЗ, определяет ПМПК либо ППк специалистов образовательной организации. Как показывает современная практика, чаще тьютор требуется в тех случаях, когда ребенок и его семья настроены на активное обучение и развитие социальных навыков и навыков самообслуживания. Чаще всего тьюторы задействованы в сопровождении детей с нарушениями развития ментальной сферы. Дети, имеющие сохранный интеллект, достаточно развитые коммуникативные навыки, но испытывающие трудности в самообслуживании, перемещении в пространстве школы и на пришкольной территории, чаще нуждаются в ассистенте. Но это вовсе не означает, что семья такого ребенка не вправе иметь тьюторское сопровождение для своего ребенка. Если семья заинтересована именно в тьюторском сопровождении, то дополнительная нагрузка функционала ассистента должна быть согласована с тьютором дополнительно.