Факторы, которые необходимо учитывать при создании комфортной среды для ребенка с тяжелыми нарушениями развития

1. Удовлетворенность базовых физиологических потребностей. Контроль за режимом сна, диетой и чувство сытости. Здесь важно учитывать рекомендации, родителей, законных представителей, постоянно взаимодействующих с ребенком.

2. Стабильная и удобная поза. Это особенно важно для детей с двигательными нарушениями, которые не могут самостоятельно регулировать и менять положение своего тела. Стабильная и удобная поза может облегчить боль, уменьшить или снять дискомфорт, дать возможность ребенку участвовать в различных событиях.

3. Оптимальная влажность, чистота и температура воздуха. Для каждого ребенка эти показатели индивидуальны. Это связано как с особенностями, так и с привычками ребенка (например, если ребенок привык находиться в помещении, где постоянно поддерживается температура воздуха +24 °C, то для него пребывание в более холодном помещении будет дискомфортным).

4. Размер помещения. Размер помещения может оказывать влияние на то, насколько комфортно чувствует себя ребенок. И это также индивидуально, как и другие условия среды. Например, для многих детей с ТМНР, особенно при нарушенном зрении, может быть дискомфортно нахождение в большом пространстве. Такой ребенок может сопротивляться, если его пытаются переместить из кровати на пол, отказываться ползать и ходить.

5. Сенсорная насыщенность. Звуки, освещенность, поверхности, цвет стен, запахи и т.п. Важно, чтобы в окружении ребенка не было тех сенсорных стимулов, которые вызывали бы у него дискомфорт. Также существенную роль играет интенсивность стимула. Необходимая ребенку интенсивность ощущений зависит от индивидуальной чувствительности. Например, для гиперчувствительных детей естественные звуки могут быть слишком громкими. Другим детям, в частности слабослышащим, наоборот, доступны только громкие звуки.

Освещение в помещении также необходимо подбирать индивидуально. У многих людей вызывает дискомфорт мерцающий свет ламп дневного света или яркий свет, направленный в глаза (в такую ситуацию нередко попадают дети, лежащие на спине при включенном верхнем свете). Некоторым детям с нарушениями зрения свойственна светобоязнь в целом: такие дети могут щуриться или прикрывать глаза. При этом слабовидящим детям бывает недостаточно обычной освещенности помещения, обеспечиваемой дневным светом. Им нужен дополнительный свет ламп общего освещения или местный свет, направленный на зону деятельности или на отдельные предметы.

Какие сенсорные стимулы для ребенка оптимальны - вопрос очень индивидуальный, и их необходимо учитывать. Следует внимательно наблюдать за ним, чутко отслеживать реакции, проходить через пробы и ошибки, с тем чтобы сделать сенсорную среду комфортной. Например, ребенку, который не переносит громких звуков, в шумных местах могут помочь наушники или беруши.

6. Отношения с близкими взрослыми. Выстраивание и развитие отношений с близкими взрослыми очень важно для любого ребенка. Необходимо стремиться к постоянству персонала в ГПД и не допускать ежедневной сменяемости воспитателей и ассистентов. Присмотр и уход за детьми должно осуществлять ограниченное число лиц.

7. Количество людей в помещении. Многим детям с ТМНР сложно, когда в комнате много людей. Это может быть связано с повышенным уровнем шума и большим количеством мелких событий (один человек чихнул, другой что-то сказал, третий перешел с места на место, четвертый подвинул со скрипом стул и т.д.). Все эти события не требуют непосредственного реагирования и многими людьми вообще не замечаются, однако ребенку с ТМНР или ребенку с эмоционально-волевыми трудностями может быть сложно понять, какие из происходящих событий значимы, а какие нет, какие звуки что обозначают, есть ли в них какая-то угроза. Из-за этого ему сложно сфокусировать свое внимание (это пример стрессогенной среды), либо начинают нарастать эмоции возбуждения, ощущение хаоса и т.п. Критерии комфортного для ребенка количества людей - его спокойствие, включенность в общение или деятельность, а также оценка общего состояния ребенка, если в присутствии других людей он также расслаблен, как и один на один с близким взрослым, - значит эта ситуация является для него комфортной.

8. Коммуникация. Для создания комфортной среды необходимо, чтобы окружающие понимали, что хочет сказать ребенок, реагировали на его сигналы. Нередко бывает, что ребенок с ТМНР не может выразить свое мнение понятным другим людям способом. Это может сильно расстраивать его и быть причиной частых истерик. Во многих случаях взаимопонимание и общение можно наладить с помощью методик альтернативной или дополнительной коммуникации (АДК), и персонал в ГПД должен быть обучен их основам.

9. Содействие когнитивному развитию в процессе развивающего ухода. Содействуя ребенку в когнитивном развитии, ухаживающие взрослые должны решать следующие задачи:

- предоставление ребенку возможностей для получения разнообразного сенсорного опыта, профилактика сенсорной и моторной депривации;

- формирование представлений об окружающем мире, свойствах и функциях объектов, а также формирование у ребенка символических и языковых понятий, обозначающих эти свойства;

- формирование у ребенка умения использовать объекты окружающего мира в своих целях;

- формирование у ребенка умения использовать возможности своего тела во взаимодействии с объектами окружающего мира для достижения задуманного результата;

- освоение причинно-следственных связей между событиями, а также других мыслительных операций (сравнение, сериация, нахождение взаимно-однозначных соответствий и проч.).

В обязательном порядке в помещении ГПД необходимо выделить место для отдыха и, по возможности, использовать сенсорно-интегративную стратегию - обеспечить детям возможности и оборудование, с тем чтобы комфортно лежать, качаться, прыгать, в том числе на батуте, залезать на возвышения, в темное тихое место, пространство, обжимающее со всех сторон (например, гамак из тянущейся ткани или коробка, в которую ребенок может поместиться целиком, ощущая границы поверхности и своего тела, и др.); следует подобрать материалы для тактильной стимуляции (возможности для контакта с водой, крупами, полужидкими субстанциями). В то же время, несмотря на когнитивные нарушения и своеобразные интересы, которые могут быть у детей с ТМНР, культурное содержание и формы предлагаемой занятости, деятельности и материалов должны, с одной стороны, соответствовать возрасту и полу (гендеру) ребенка, а также социальным ожиданиям по отношению к детям данного возраста и местной культуры, а с другой стороны - быть адаптированы к возможностям понимания и участия ребенка с ТМНР.

Для когнитивного развития необходима визуальная поддержка в помещении ГПД. Визуальная поддержка - это использование средств АДК и различного рода надписей или иных форм маркирования объектов для того, чтобы облегчить пользователям ориентировку в пространстве, времени, событиях, правилах поведения, а также чтобы упорядочить свою деятельность. В зависимости от состояния и особенностей ребенка, а также доступных ему средств коммуникации визуальные опоры могут быть представлены в форме предметов-символов, барельефов, фото-, цветовых и/или тактильных указателей, а также схематичных изображений. Важно, чтобы для каждого ребенка была выбрана доступная ему форма предъявления визуальной поддержки: для кого-то это будут предметы в ячейках или на карточках; для кого-то - фотографии предметов; для кого-то цветные картинки, для кого-то - черно-белые. Как правило, к любым символам принято добавлять подписи печатным шрифтом или шрифтом Брайля, если освоение чтения находится в зоне ближайшего или актуального развития ребенка. Это поможет ребенку, которому трудно понимать обращенную речь, разобраться в происходящем, сделает мир понятнее и, следовательно, доступнее для исследования. И визуальная поддержка должна быть единой как для ГПД, так и при реализации СИПР.