Органы управления РСЧС

Органы управления РСЧС создаются на каждом уровне функционирования РСЧС и включают в себя:

координационные органы;

постоянно действующие органы управления;

органы повседневного управления.

Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном и межрегиональном уровнях - ПКЧС, КЧС и ОПБ ФОИВ и государственных корпораций;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации;

на муниципальном уровне - КЧС и ОПБ муниципальных образований;

на объектовом уровне - КЧС и ОПБ организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

РГПК является постоянно действующим органом и привлекается на период организации и проведения работ, направленных на предупреждение или ликвидацию ЧС межрегионального и федерального характера. Привлечение РГПК при возникновении других ЧС и социально-значимых происшествий осуществляется по решению председателя ПКЧС.

При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа РСЧС.

Основными задачами координационных органов в соответствии с их компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации ЧС на соответствующих уровнях РСЧС;

в) обеспечение согласованности действий ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законом;

д) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о ЧС.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ОПБ решениями Правительства Российской Федерации, ФОИВ, государственных корпораций, ИОС, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для оценки обстановки, координации сил РСЧС в зонах ЧС, подготовки проектов решений, направленных на ликвидацию ЧС, при КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации создаются ПДОШ.

ПДОШ возглавляют руководители ГУ МЧС России.

Состав ПДОШ, их полномочия и порядок работы определяются решениями КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Типовым положением о постоянно действующем оперативном штабе при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, одобренным на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 марта 2022 г. N 1, ПДОШ является рабочим органом КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации и функционирует в период организации и проведения мероприятий, направленных на ликвидацию ЧС межмуниципального, регионального, межрегионального или федерального характера.

Сбор ПДОШ при угрозе возникновения ЧС, возникновении ЧС муниципального или локального характера, а также ЛПП осуществляется по решению председателя КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.

Состав ПДОШ формируется из должностных лиц территориальных органов и подведомственных организаций ФОИВ, ИОС, организаций, уполномоченных принимать решения в соответствии с установленной компетенцией, а также координировать действия сил соответствующей ведомственной принадлежности (сил подразделений, организаций, представителями которых они являются) в местах проведения работ по предупреждению и ликвидации ЧС, тушению ЛПП, по согласованию с руководителями органов и организаций, представленных в составе КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.

Работа ПДОШ организуется в зоне ЧС, на базе ГУ МЧС России или в ином месте по решению председателя КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.

Основными задачами ПДОШ являются:

участие в организации разработки и реализации мер, направленных на снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ЛПП;

определение потребности в дополнительных силах и материальных ресурсах для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, тушению ЛПП;

подготовка предложений в проекты решений КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации и руководителей ликвидации ЧС, направленных на повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации ЧС и жизнеобеспечению населения;

координация действий сил ФП и ТП субъектов Российской Федерации в зонах ЧС, ЛПП в рамках выполнения решений КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации и руководителей ликвидации ЧС;

организация и контроль выполнения решений КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации и руководителей ликвидации ЧС, а также ПКЧС, РГПК (при ЧС межрегионального или федерального характера), своевременное представление им соответствующей отчетной информации;

оперативное представление необходимой информации для принятия решений ПКЧС, РГПК (при ЧС межрегионального или федерального характера), в том числе предложений в проект протокола ПКЧС, РГПК.

При получении информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС в зависимости от ее источника и прогноза развития руководитель ПДОШ по согласованию с председателем КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации принимает решение о составе привлекаемых членов ПДОШ и организует их информирование.

Время сбора - не более 2 часов с момента принятия соответствующего решения. Место сбора - ГУ МЧС России или иное место по решению председателя КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации.

Работа ПДОШ в зоне ЧС организуется с использованием (по согласованию) объектов территориальных органов и подведомственных организаций ФОИВ, ИОС, органов местного самоуправления, организаций.

По решению председателя КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации, при отсутствии указанных объектов или невозможности их использования, работа ПДОШ организуется на подвижном пункте управления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с привлечением (при необходимости) элементов подвижного пункта управления ГУ МЧС России (далее - подвижный пункт управления).

Для обеспечения деятельности ПДОШ пункт управления оперативного штаба оснащается средствами связи, телекоммуникационным оборудованием и оргтехникой.

Информационный обмен в рамках деятельности ПДОШ осуществляется через органы повседневного управления РСЧС.

Организация работы членов ПДОШ, порядок взаимодействия, связи, информационного обмена определяется руководителем ПДОШ.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС на соответствующем уровне РСЧС:

а) на федеральном уровне - МЧС России, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС подразделения ФОИВ и государственных корпораций;

б) на межрегиональном уровне - ГУ МЧС России, расположенные в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов;

в) на региональном уровне - ГУ МЧС России;

г) на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

д) на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Основными задачами постоянно действующих органов управления РСЧС являются:

а) реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

б) осуществление управления в пределах своей компетенции в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

в) осуществление деятельности в пределах своей компетенции по оперативному (экстренному) реагированию при ЧС, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

а) на федеральном уровне - ГУ НЦУКС, а также организации (подразделения), обеспечивающие деятельность ФОИВ и государственных корпораций в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;

б) на межрегиональном уровне - ЦУКС ГУ МЧС России, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов, а также организации (подразделения) территориальных органов ФОИВ межрегионального уровня, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС на межрегиональном уровне;

в) на региональном уровне - ЦУКС ГУ МЧС России, а также организации (подразделения) территориальных органов ФОИВ по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) ИОС, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;

г) на муниципальном уровне - ЕДДС муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, ДДС экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;

д) на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами РСЧС, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия ФОИВ, ИОС, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны в установленном порядке осуществляют:

а) на федеральном уровне - ГУ "НЦУКС";

б) на межрегиональном уровне - ЦУКС ГУ МЧС России, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов;

в) на региональном уровне - ЦУКС ГУ МЧС России;

г) на муниципальном уровне - ЕДДС муниципальных образований.

Органы управления РСЧС в зависимости от складывающейся обстановки размещаются на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.