В федеральном государственном органе может предъявляться требование о наличии профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим областям и видам профессиональной служебной деятельности федеральных гражданских служащих, что подтверждается положениями части 1 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ, наделяющими представителя нанимателя правом принятия такого решения.
При формировании квалификационных требований к специальности, направлению подготовки, необходимо учитывать задачи и функции структурного подразделения федерального государственного органа, должностные обязанности федерального гражданского служащего, а также знания и умения, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.
Наиболее актуальный список специальностей, направлений подготовки высшего образования в настоящее время содержится в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061.
В случае если в перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования не содержится специальностей и направлений подготовки профессионального образования, соответствующих области и виду деятельности, то определяются наиболее близкие по содержанию к данным области и виду деятельности и специфике исполняемых должностных обязанностей специальности (направления подготовки) профессионального образования или определяются только требования к уровню профессионального образования.
Необходимо отметить, что в ряде случаев принятие решения представителя нанимателя об установлении требований к специальности, направлению подготовки невозможно или нецелесообразно по некоторым объективным причинам, включая такие причины, как:
- дефицит кадров на рынке труда, имеющих образование по соответствующей специальности, направлению подготовки;
- отсутствие образовательных программ высшего образования, согласно которым осуществляется подготовка по отдельным специальностям, направлениям подготовки;
- область и вид деятельности не имеют конкретной однородной сферы знаний, которую можно изучить в ходе обучения по образовательным программам высшего образования. К таким, преимущественно, относятся должности федеральной гражданской службы, должностные обязанности по которым связаны с выполнением многообразных задач федерального государственного органа в рамках одной должности гражданской службы;
- исполнение должностных обязанностей по должностям в рамках области и вида деятельности не требует наличия комплексных профессиональных знаний и умений, приобретаемых в ходе получения профессионального образования по конкретной специальности, направлению подготовки. Так, например, установление требования к специальности, направлению подготовки не предусматривается для замещения должностей федеральной гражданской службы, должностные обязанности по которым связаны с документационным обеспечением, организацией внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, административно-хозяйственным и материально-техническим обеспечением.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе наличие дополнительного профессионального образования в определенной области не предоставляет федеральному гражданскому служащему права на замещение должности федеральной гражданской службы, для которой установлено квалификационное требование о наличии профессионального образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).
Наличие дополнительного профессионального образования требуется только в отдельных случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии с положениями части 6 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В этой связи к федеральным гражданским служащим, профессиональная служебная деятельность которых связана с осуществлением закупок товаров и заключением государственных контрактов на поставки товаров, оказанием услуг, выполнением работ для нужд государственного органа, имеющим высшее образование, не относящееся к сфере закупок, должно предъявляться требование о наличии диплома о профессиональной переподготовке по программе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей