Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по назначению должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке заключений эксперта (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ), Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", иными нормативными актами ГТК России и предназначены для оформления соответствующих документов.

2. Проведение экспертиз и судебных экспертиз (далее - экспертиз) назначают должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных правонарушениях и дознании по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов.

3. Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов, проводятся экспертами таможенных лабораторий (экспертно-криминалистических подразделений ГТК России), далее - ЭКП ГТК России, имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения. При проведении экспертиз в иных соответствующих организациях или другими экспертами, либо лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения, оформляется договор.

4. Экспертизы товаров, транспортных средств и документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах, а также иных объектов, проводятся для выявления свойств и характеристик объекта исследования.

5. Основанием для назначения экспертизы является необходимость специальных знаний (познаний) при решении вопросов, возникающих в процессе таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 378 ТК РФ, ст. 195 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ).

6. При проведении экспертиз в отношении товаров, транспортных средств и документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах или иные сведения, на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением:

- физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД России;

- среднестатистической свободной (рыночной) цены исследуемого товара либо аналогичного товара, классифицируемого в той же позиции ТН ВЭД России;

- идентификации товаров для переработки в продуктах их переработки;

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом ГТК РФ от 08.06.1999 N 348 утверждены Методические рекомендации по оформлению и содержанию экспертных заключений, выдаваемых таможенными лабораториями и независимыми экспертными организациями в таможенных целях при применении таможенных режимов переработки.

- возможности согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления;

КонсультантПлюс: примечание.

Письмом ГТК РФ от 24.03.2004 N 01-06/10755 направлен Перечень товаров группы риска и группы прикрытия, которые могут быть исследованы экспертно-криминалистическими подразделениями ГТК РФ.

- принадлежности товара к перечням наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством, в том числе наличия их в лекарственных средствах;

- принадлежности товаров к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;

- иных вопросов.

7. При проведении технико-криминалистических исследований документов, устанавливающих соответствие требованиям, предъявляемым при их изготовлении, наличие полной или частичной подделки, или иных объектов на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с:

- отождествлением конкретных технических средств (принтеров, пишущих машин, печатей и штампов), установлением вида, класса, марки технического средства, использованного для изготовления или оформления того или иного реквизита документа;

- восстановлением содержания разорванных, сожженных, угасших документов, восстановлением первоначального содержания зачеркнутых, залитых, вытравленных, подчищенных, замазанных записей;

- установлением соответствия защитных реквизитов документа (бланков, защитных сеток, изображений и т.д.) техническим требованиям производителя документа;

- установлением способа изготовления реквизитов документа;

- установлением факта изменения реквизитов документа (подвергалось ли изменению содержание документа, переклеивались ли марки, заменялись ли листы в многостраничном документе);

- установлением последовательности выполнения реквизитов документа;

- установлением давности выполнения рукописной записи (текстов);

- установлением подписи и кратких рукописных записей, выполненных конкретным лицом (лицами).

8. Должностными лицами таможенных органов могут назначаться следующие наименования экспертиз, перечень которых не является исчерпывающим:

а) идентификационные;

б) материаловедческие;

в) товароведческие;

г) экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

д) технологические;

е) экспертизы, связанные с исследованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе информационных продуктов;

ж) искусствоведческие;

з) криминалистические, в том числе:

- трасологические (исследование следов рук, исследование следов обуви, исследование следов транспортных средств, исследование следов орудий взлома и инструментов, исследование следов производственных механизмов и инструментов на изделиях (документах));

- экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств;

- экспертизы замков и иных запирающих устройств;

- экспертизы установления целого по частям;

- почерковедческая экспертиза;

и) технико-криминалистическое исследование документов:

- исследование оттисков печатей и штампов;

- исследование подписей от имени определенных лиц (при технической подделке подписей);

- исследование машинописных текстов;

- установление изменений в тексте документа;

- установление содержания документа;

- исследование способа изготовления и материала документа;

к) технико-криминалистическая экспертиза подписей;

л) исследование акцизных и специальных марок;

м) экспертиза маркировочных обозначений.

9. ЭКП ГТК России регулярно (не реже одного раза в полгода) информируют таможенные органы региона своей деятельности о возможностях проведения ими тех или иных экспертиз, объектов исследования и вопросах, разрешаемых в процессе производства экспертиз.

10. Для разрешения возникших вопросов могут назначаться дополнительные, повторные, комплексные и комиссионные экспертизы.

11. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта. В случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела может быть назначена дополнительная судебная экспертиза. Дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту (ст. 207 УПК РФ, п. 1 ст. 380 ТК РФ).

12. Повторная экспертиза назначается в случаях необоснованности заключения эксперта либо наличия сомнения в его правильности. Повторная экспертиза поручается другому эксперту (ст. 207 УПК РФ, п. 2 ст. 380 ТК РФ), при этом предмет и объекты исследования не меняются.

13. Комиссионная экспертиза назначается при необходимости привлечения к проведению экспертизы нескольких экспертов, обладающих специальными знаниями (познаниями) в одной области (ст. 200 УПК РФ).

14. Комплексная экспертиза назначается в случаях необходимости использования при проведении экспертных исследований специальных знаний (познаний) в различных областях (ст. 201 УПК РФ).

15. Дополнительные, повторные, комиссионные и комплексные экспертизы назначаются в соответствии с Рекомендациями.