3) Определение Верховного Суда от 06.03.2023 N 306-ЭС23-510

Из материалов дела следует, что ПАО обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Суда, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ПАО обратилось с кассационной жалобой, в которой просило вынесенные судебные акты отменить, принять новый судебный акт о признании недействительным решения налогового органа либо направить дело на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе ПАО оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, считая, что выводы судов об отнесении спорных объектов к единому электросетевому технологическому комплексу не соответствуют нормам материального права и материалам дела, полагая, что спорные объекты относятся к вспомогательному технологическому оборудованию, являющемуся движимым имуществом, и не могут быть учтены в качестве единого инвентарного объекта.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и налогового органа, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не нашел оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2019 года, представленной ПАО.

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу, что ПАО неправомерно занижена налоговая база (занижение остаточной стоимости основных средств) в связи с исключением ПАО с 01.01.2019 из объектов налогообложения имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи (пункты 1 и 2 статьи 382 НК РФ).

Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при рассмотрении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденного приказом Госстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, а также Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), согласно которым сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Поэтому под объектом недвижимого имущества понимается единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в статье 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Суд первой инстанции указал, что обязательное наличие спорного оборудования в составе ЛЭП определено множеством технических нормативных актов, направленных на обеспечение функционирования, безопасности, учета и т.д. при передаче электроэнергии, а, следовательно, каждый исключенный налогоплательщиком объект является неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, составной частью единого недвижимого комплекса с учетом особенностей технологического процесса.

В силу физических и эксплуатационных свойств спорные объекты приобретают свойства сооружения капитального характера в составе недвижимого комплекса - ЛЭП, поскольку предназначены для ее функционирования и связаны с ней как с объектом недвижимости общим назначением.

Кроме того, судом отмечено, что выводы, изложенные в экспертном заключении, подтверждают позицию налогового органа о том, что спорные объекты, исключенные из налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций за 2019 год, являются составными частями технологически сложных объектов, неотъемлемой частью линий энергопередачи, составной частью единого недвижимого комплекса, чья функциональная и технологическая связь обусловлена единством технологического процесса передачи и распределения электроэнергии, т.е. принципом технологического единства электроэнергетики, закрепленным в статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), который выражает тесную функциональную связь основных компонентов электроэнергетики: единой национальной (общероссийской) электрической сети, территориальных распределительных сетей, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единой системы оперативно-диспетчерского управления.

Исследуемые объекты не созданы для выполнения самостоятельного производственного процесса (для переработки, передачи, распределения и т.д.) и могут быть использованы, согласно их функционалу, только в составе электрических сетей, линий энергопередачи, их демонтаж невозможен без нанесения несоразмерного ущерба и без утраты ими работоспособности в смысле единства технологического процесса по передаче, распределению электроэнергии по линиям энергопередачи.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав материалы дела, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что квалификация налогоплательщиком спорных объектов в качестве движимого имущества и выделение их из состава ЛЭП в рассматриваемом случае является искусственным разделением в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (сооружением).

В этой связи Арбитражный суд Поволжского округа, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 АПК РФ, постановил решение суда первой инстанции и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Определением Верховного Суда от 06.03.2023 N 306-ЭС23-510 ПАО отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии, поскольку доводы жалобы не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.