1. Основные процессы в сфере образования и оценка ее текущего состояния

1. Основные процессы в сфере образования и оценка

ее текущего состояния

В рамках реализации стратегического направления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N 3427-р, формируется положительная динамика в части создания и внедрения проектных инициатив.

В 2022 году достигнуты результаты по реализации проектов "Библиотека цифрового образовательного контента" (35 процентов), "Цифровой помощник ученика" (10 процентов) и "Цифровое портфолио ученика" (15 процентов).

Министерством просвещения Российской Федерации проведена работа по рассмотрению и согласованию региональных стратегий цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления (далее - региональные стратегии цифровой трансформации) в целях обеспечения приведения во взаимное соответствие проектов, включенных в региональные стратегии цифровой трансформации, с проектами стратегического направления.

По состоянию на первое полугодие 2023 г. проектные инициативы стратегического направления включены в региональные стратегии цифровой трансформации и будут использованы субъектами Российской Федерации:

в рамках проекта "Библиотека цифрового образовательного контента" - в 82 субъектах;

в рамках проекта "Цифровой помощник ученика" - в 73 субъектах;

в рамках проекта "Цифровой помощник родителя" - в 74 субъектах;

в рамках проекта "Цифровое портфолио ученика" - в 80 субъектах;

в рамках проекта "Цифровой помощник учителя" - в 74 субъектах;

в рамках проекта "Система управления в образовательной организации" - в 81 субъекте.

Основным инструментом реализации мероприятий в области цифровой трансформации общего и среднего профессионального образования является федеральный проект "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", в рамках которого обеспечивается формирование инфраструктуры и материально-технической базы образовательных организаций для создания условий, которым должна соответствовать современная образовательная организация, в том числе в целях формирования качественно нового уровня процесса получения знаний.

В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" в 2022 году обеспечено:

оснащение материально-технической базы 4020 образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды в 58 субъектах Российской Федерации (16317 образовательных организаций в 82 субъектах Российской Федерации нарастающим итогом с 2019 года). Значение показателя "Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" по итогам 2022 года составило 37 процентов. В 2023 году реализуются мероприятия по оснащению еще 2736 образовательных организаций;

оснащение (обновление) компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в 15 субъектах Российской Федерации 1189 образовательных организаций (3314 образовательных организаций нарастающим итогом с 2021 года).

В 2022 году разработано 4 компонента федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (сервис аналитики, сервис поддержки пользователей, сервис доступности дополнительного образования, цифровой помощник ученика). При этом в 2021 году разработано 4 компонента указанной информационно-сервисной платформы (базовая платформа, библиотека цифрового образовательного контента, работа с документами, управление средствами отображения информации). При этом нарастающим итогом с 2021 года разработано и запущено 8 компонентов информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при плановом значении 5 сервисов (компонентов).

В 2023 году осуществляется разработка 4 компонентов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (цифровой помощник учителя, цифровой помощник родителя, цифровой психолог, система управления в образовательной организации) и развитие 3 компонентов указанной информационно-сервисной платформы (цифровой помощник ученика, сервис аналитики, сервис доступности дополнительного образования).

Ключевой системой стала федеральная государственная информационная система "Моя школа". Министерство просвещения Российской Федерации выступает как единый функциональный заказчик по всем работам и осуществляет разработку соответствующего контента и цифровых образовательных сервисов, а Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в лице оператора организует и разрабатывает необходимое программное обеспечение и осуществляет его непрерывную работу и безопасность.

Реализация проекта "Библиотека цифрового образовательного контента" в составе федеральной государственной информационной системы "Моя школа" обеспечивает возможность создания, модерации, публикации и воспроизведения образовательного контента.

В 2022 году разработан 21 комплект цифрового образовательного контента по предметам "Русский язык", "Математика", "Окружающий мир", "Иностранный язык" (английский), "Литературное чтение", "Изобразительное искусство", "Музыка", "Литература", "Обществознание", "География", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Технология", "Физика", "Химия" и "Биология", состоящий из более чем 3 тыс. цифровых уроков (нарастающим итогом с 2021 года - 29 комплектов, состоящих из более чем 6 тыс. цифровых уроков, охватывающих более 60 процентов содержания общего образования). В 2023 году реализуются мероприятия по разработке еще 16 комплектов цифрового образовательного контента.

Осуществляется создание центров цифрового образования детей "IT-куб" (с 2019 года создано 198 центров, в том числе 72 - в 2022 году), обеспечивающих формирование среды для ускоренного освоения обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных и коммуникационных технологий (в том числе за счет реализации программ дополнительного образования технической направленности). В 2023 году создается еще 63 центра цифрового образования детей "IT-куб".

По состоянию на конец первой половины 2023 г. более 1 млн. педагогических работников общеобразовательных организаций подключены к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды и используют образовательные сервисы на рабочем месте.

Одновременно в рамках федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализована отказоустойчивая и безопасная сеть передачи данных во всех образовательных организациях, связавшая школы, в том числе отдаленные, с новыми сервисами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Это обеспечивает защищенный доступ к государственным и муниципальным информационным системам и позволяет организовать безопасное интернет-пространство, в первую очередь защитить персональные данные, а также блокировать доступ к запрещенным ресурсам.

Также в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" разработана и развивается информационно-коммуникационная образовательная платформа "Сферум" (далее - платформа "Сферум").

Платформа "Сферум" позволяет проводить онлайн-занятия, совершать видеозвонки, общаться в чатах, делиться документами и вести информационный канал общеобразовательной организации.

Основной задачей платформы "Сферум" является помощь педагогическому работнику в организации образовательной деятельности.

Платформа "Сферум" не заменяет традиционное образование, а дополняет его и делает более эффективным. Например, с помощью платформы "Сферум" обучающемуся, находящемуся на домашнем обучении по разным причинам, предоставлена возможность подключиться к очному занятию в режиме онлайн.

По состоянию на первое полугодие 2023 г. количество пользователей платформы "Сферум" превысило 7,7 млн. человек.

Кроме того, осуществляется постоянное обеспечение доступности государственных данных для предоставления государственных услуг в электронном виде физическим лицам и организациям, а также принимаются решения на основе имеющихся данных.

Повышается удовлетворенность граждан и бизнеса государственными услугами, сервисами, предоставляемыми в том числе в электронном виде, в установленной сфере ведения Министерства просвещения Российской Федерации.

Разрабатывается и реализуется комплекс мер по обеспечению доступности государственных данных для предоставления государственных услуг в электронном виде и принятия решений на основе указанных данных.

В рамках работ по созданию шаблонов административных регламентов в конструкторе цифровых регламентов Министерством просвещения Российской Федерации с непосредственным участием Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовлены и прошли процедуру рассмотрения и согласования на уровне ведомства проекты цифровых административных регламентов.