III. Организация погрузочно-разгрузочных работ на опасных производственных объектах

III. Организация погрузочно-разгрузочных работ на опасных

производственных объектах

47. При размещении пунктов для производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется учитывать планировку территории ОПО, а также объемно-планировочные решения по размещению зданий и сооружений на ОПО.

48. Пункты для производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется обеспечивать защитой от прямых ударов молнии и от электромагнитной индукции.

49. Порядок работ по погрузке, выгрузке, передвижению при подаче под погрузку, выгрузку грузов с опасными веществами рекомендуется отражать в соответствующих технологических инструкциях с указанием в том числе:

обязанностей лиц, работающих на каждом рабочем месте;

порядка действий при нормальной эксплуатации и в аварийных ситуациях;

безопасных методов производства погрузочно-разгрузочных работ, их возможных нарушений, признаков и способов устранения.

50. Пункты для производства погрузочно-разгрузочных работ рекомендуется оборудовать соответствующими техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности работ в зависимости от принятой в организации технологии.

Погрузочно-разгрузочные работы рекомендуется выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.

51. В целях безопасной и сохранной перевозки опасных веществ на ОПО грузоотправителю рекомендуется при подготовке опасного груза к перевозке обеспечивать:

применение тары, упаковки, упаковочных комплектов, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов на тару и упаковку, подвергнутых испытаниям в целях предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого, которая может возникнуть в пути следования вследствие динамических воздействий, изменения температуры, влажности, и являющихся инертными по отношению к загруженным в них грузам;

использование железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств для перевозки только тех жидких опасных веществ, для которых они предназначены, согласно конструкторской документации на транспортное средство (технические условия, паспорт, руководство по эксплуатации);

разработку и утверждение схем размещения транспортной тары и применяемых приспособлений для ее крепления в транспортном средстве.

52. При производстве погрузочно-разгрузочных работ рекомендуется принимать меры по исключению:

использования открытого огня в местах производства погрузки-выгрузки опасных веществ;

курения и применения открытого огня на расстоянии менее 50 м от мест производства погрузки или выгрузки опасных грузов;

выполнения работ во время грозы;

отсутствия освещения в темное время суток.

53. Не рекомендуется использование загруженных транспортных средств для хранения опасных веществ.

Порядок транзитного (кратковременного) хранения загруженных опасными веществами автотранспортных средств и контейнеров-цистерн устанавливается организацией, эксплуатирующей ОПО.

54. В случае, когда состояние площадок размещения и мест погрузки-выгрузки опасных веществ не отвечает требованиям эксплуатации, рекомендуется устанавливать временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения и погрузочно-разгрузочных работ вплоть до запрещения движения.

55. Не рекомендуется осуществлять движение транспортных средств и производить погрузочно-разгрузочные работы в местах погрузки-выгрузки при выявлении:

наличия на обочинах и откосах земляного полотна отдельных посторонних предметов, влияющих на безопасность движения и не обозначенных соответствующими дорожными знаками;

отсутствия оборудования площадок размещения и мест погрузки-выгрузки специальными приспособлениями;

отсутствия на площадке размещения и местах погрузки-выгрузки сплошного твердого водонепроницаемого покрытия;

отсутствия устройств защиты погрузочно-разгрузочного фронта от прямых ударов молнии и ее проявлений - заземлений.

56. Погрузочно-разгрузочные работы в местах погрузки-выгрузки производятся с применением инструментов и приспособлений, используемых во взрывопожароопасных зонах, не дающих искры при работе с ними.

57. Организацией, эксплуатирующей ОПО, устанавливается порядок технического осмотра и ремонта вагонов перед погрузкой.

При этом не рекомендуется подавать под погрузку вагоны:

без предъявления к техническому обслуживанию и записи в соответствующем журнале о признании их технически исправными;

с выработанным сроком службы или межремонтным нормативом по пробегу (или календарному сроку);

с неисправностями запора крышки люка или двери, запорного устройства для пломбирования (при наличии) у крытых вагонов, вагонов бункерного типа и вагонов-цистерн;

с неплотным прилеганием крышек люков, с продольным смещением вала разгрузочного механизма, с зазорами между зубом защелки и зубом рычага более 3 мм, с величиной перехода рычага через "мертвую точку" менее 8 мм или более 18 мм у вагонов для перевозки горячих окатышей и агломерата;

с зазором между зубом закидки и зубом фиксатора более 8 мм у вагонов для минеральных удобрений;

с изгибом, обрывом фиксатора штурвала механизма разгрузки с отсутствием штурвала, с изгибами и вмятинами разгрузочных и загрузочных люков, с обрывом крепления крышки загрузочного люка, у вагонов бункерного типа с износами в шарнирных соединениях: механизма разгрузки - более 2 мм, вкладышей привода механизма разгрузки - более 3 мм;

с трещинами в сварных соединениях конструкций вагонов и цистерн;

а также при:

отсутствии (повреждении) запорно-предохранительного клапана, штанги, заглушки сливного прибора у вагонов-цистерн;

отсутствии (повреждении) уплотнительных резиновых прокладок разгрузочных люков у вагонов бункерного типа, крышек бункеров, несовпадении зуба сектора с гнездом в опоре, а также запорных механизмов в исправном состоянии;

отсутствии (повреждении) концевого крана или соединительного рукава.

58. На цистернах, предъявляемых к техническому осмотру перед погрузкой, рекомендуется проверить:

соблюдение сроков ремонта и технического освидетельствования цистерны; отсутствие постороннего продукта в цистерне;

соответствие и состояние окраски, надписей и трафаретов, знаков опасности, соответствующих характеру опасности груза;

наличие табличек оранжевого цвета с кодом опасности и номером Организации Объединенных Наций (далее - ООН);

исправность арматуры, крепления крышки люка;

отсутствие механических повреждений предохранительных клапанов;

отсутствие видимых повреждений кожуха изоляции цистерны (при его наличии);

исправность сливных приборов, внутренних лестниц, крышек люков с установленными на них уплотнительными элементами и запорно-пломбировочными устройствами;

величину остаточного давления в цистерне;

наличие пломб, заглушек;

наличие надписей о сроках проведения периодического ремонта и испытания цистерны, о наименовании груза.

Также проверяется наличие сопроводительных документов к данным цистернам.

59. Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется оснащать аварийными комплектами средств индивидуальной защиты, а также средствами для локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте и оказания первой помощи пострадавшим в случае аварийной ситуации (душ или ванна самопомощи, раковина самопомощи) в соответствии с требованиями статей 9 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

60. Площадки и технологическое оборудование промывочно-пропарочных станций (пунктов) рекомендуется содержать в соответствии с требованиями проектной документации и эксплуатировать на основании технологической инструкции, регламентирующей работы по подаче (уборке) вагонов-цистерн, их обработке и зачистке, заправке клапанов сливных приборов, очистке и промывке территории.

61. Ремонтные работы с применением открытого огня на площадках производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 528.

62. При производстве на ОПО работ по погрузке, выгрузке и транспортированию взрывчатых веществ обеспечивается соблюдение требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. N 494.

Минимальные нормы прикрытия при проведении маневровых работ для вагона, загруженного взрывчатыми материалами, установлены Инструкцией по организации движения поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте (приложение N 2 к ПТЭ).

63. При транспортировании на ОПО металлургии опасных веществ обеспечивается соблюдение требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности процессов получения или применения металлов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. N 512.

64. При производстве на ОПО работ по погрузке, выгрузке и транспортированию жидкого аммиака, растворителей для маслоэкстракционных производств обеспечивается соблюдение требований соответственно пунктов 637 - 660 и пунктов 762 - 777 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 500.

65. При производстве на ОПО работ по погрузке, выгрузке и транспортированию горючих и легковоспламеняющихся жидкостей обеспечивается соблюдение требований пунктов 118 - 138 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533.

При подаче под слив-налив железнодорожных цистерн с легковоспламеняющимися нефтепродуктами между локомотивом и цистернами рекомендуется прикрытие, состоящее из одного четырехосного или двух двухосных пустых или груженных негорючими грузами вагонов (платформ).

66. Обеспечение контроля за исправностью и техническим состоянием железнодорожной (и автомобильной) цистерны, а также маневрового поезда (локомотива), включая вопросы оснащения средствами противоаварийной защиты, осуществляется в соответствии с эксплуатационными документами.

Требования безопасности по оснащению хранилищ-цистерн с горючими жидкостями (ГЖ) и легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), средствами контроля и управления опасными параметрами процесса отражены в пунктах 119, 120, 121, 126, 127, 128, 129, 131 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533.

67. В отношении технических устройств, применяемых на ОПО, а также зданий и сооружений, в том числе сливо-наливной железнодорожной и автомобильной эстакады, включая рельсы, фундаменты, опоры, настилы, ограждения на эстакаде, организовывается и проводится экспертиза промышленной безопасности в случаях, установленных требованиями статей 7, 9 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктов 4 и 5 федеральных норм и правил "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420.

При проведении экспертизы промышленной безопасности сооружений, применяемых на ОПО, связанных с транспортированием опасных веществ, рекомендуется акцентировать внимание на таких сооружениях, как:

сливо-наливная эстакада, включающая в себя фундамент, опоры, пролетные строения, настил, железнодорожные пути, ограждения;

автомобильная дорога в установленных границах, включающая в себя земляное полотно, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки), другие, относящиеся к дороге сооружения, - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров;

элементы железнодорожного пути, включающие в себя земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и другое).