II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

12. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий <7>:

--------------------------------

<7> Пункт 70 Положения.

1) мониторинговая закупка;

2) выборочный контроль;

3) инспекционный визит;

4) рейдовый осмотр;

5) документарная проверка;

6) выездная проверка;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

8) выездное обследование.

Вид контрольных (надзорных) действий в отношении контролируемого лица определяет уполномоченное должностное лицо.

13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - план), утвержденного начальником ГУСПа.

План на следующий календарный год согласовывает и представляет на утверждение начальник Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главный государственный санитарный врач ГУСПа не позднее 1 декабря текущего года.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся один раз в год.

Выписки из плана направляются уполномоченными должностными лицами контролируемым лицам посредством почтового отправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения плана.

14. Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется по решению главного государственного санитарного врача ГУСПа (его заместителя).

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям:

1) истечение срока устранения нарушений, выявленных в результате предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий;

2) наличие у уполномоченных должностных лиц сведений о фактах возможных нарушений санитарного законодательства;

3) наличия у уполномоченных должностных лиц сообщения от граждан о фактах возможных нарушений санитарного законодательства на объектах государственного надзора;

4) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека в случае нарушения санитарного законодательства.

15. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются следующие сведения:

1) дата, время и место принятия решения;

2) кем принято решение;

3) основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

4) вид контроля (надзора);

5) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность уполномоченного должностного лица (уполномоченных должностных лиц, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;

6) объект государственного надзора, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;

7) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов государственного надзора, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в отношении рейдового осмотра);

8) наименование, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта государственного надзора, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в отношении рейдового осмотра);

9) вид контрольного (надзорного) мероприятия;

10) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;

11) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;

12) дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (может не указываться в отношении рейдового осмотра в части, касающейся срока непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом);

13) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено представление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований).

16. В ходе мониторинговой закупки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) инструментальное обследование;

4) истребование документов;

5) испытание;

6) экспертиза.

17. Срок проведения мониторинговой закупки определяется периодом времени, в течение которого осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза.

Мониторинговая закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с контролируемыми лицами, осуществляющими продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям.

18. Мониторинговая закупка может проводиться способами, которые исключают непосредственный контакт работников (представителей) контролируемого лица и его работников (представителей) с потребителем при совершении сделки, в том числе с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

19. В случае если мониторинговая закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, уполномоченному должностному лицу выдаются денежные средства, которые подлежат описи с указанием номеров банкнот.

20. Продукция (товары) по результатам мониторинговой закупки может направляться эксперту и (или) экспертной организации для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы объектов государственного надзора.

21. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

22. После объявления контролируемому лицу о проведении мониторинговой закупки уполномоченное должностное лицо на месте составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров) на инструментальное обследование, испытание или экспертизу (далее - протокол мониторинговой закупки).

В протоколе мониторинговой закупки указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

Протокол мониторинговой закупки составляется в двух экземплярах, подписывается всеми лицами, принимающими участие в мониторинговой закупке, и приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае отказа контролируемого лица от подписания протокола мониторинговой закупки уполномоченным должностным лицом делается отметка об этом в протоколе мониторинговой закупки.

23. Экспертиза по результатам мониторинговой закупки проводится в следующем порядке:

1) отбор проб (образцов) продукции;

2) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);

3) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;

4) оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в трех экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.

Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Место осуществления экспертизы определяется уполномоченным должностным лицом, которое проводит контрольное (надзорное) мероприятие.

24. Продукция (товары) направляется для проведения исследований и испытаний в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

25. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указываются, кем и на каком основании проводились исследования, проведенные в рамках мониторинговой закупки, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

26. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) получение письменных объяснений;

3) истребование документов;

4) отбор проб (образцов);

5) инструментальное обследование;

6) испытание;

7) экспертиза.

27. Основаниями проведения выборочного контроля являются:

1) наличие в ГУСПе сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.

28. Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы осуществляется, если отсутствует возможность оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).

Отбор проб (образцов) продукции (товаров) для проведения инструментального обследования, экспертизы осуществляется в количестве и объеме, которые не превышают нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений.

29. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

30. Инструментальное обследование проводится уполномоченным должностным лицом или специалистом, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также для подтверждения соответствия продукции (товаров) обязательным требованиям, в соответствии со статьей 82 Федерального закона N 248-ФЗ.

31. Испытание осуществляется специалистом, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.

32. По результатам испытания специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы специалиста, составившего протокол испытания, сведения о контролируемом лице, предмет испытания, используемое специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результаты испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний.

33. Протокол испытаний направляется уполномоченному должностному лицу в течение одного рабочего дня с даты подписания.

34. Результаты испытания фиксируются также в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

35. Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

36. Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

37. В случае если полученные при совершении контрольных (надзорных) действий сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и подтверждают отсутствие (наличие) нарушений обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то такие сведения фиксируются уполномоченным должностным лицом в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

38. В протоколе о проведении выборочного контроля и направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

39. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указываются, кем и на каком основании проводились исследования в рамках выборочного контроля, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

40. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

41. Внеплановый инспекционный визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, проверки информации о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выполнения поручений и требования, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, а также в целях оценки исполнения решения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

42. Проведение инструментального обследования в рамках инспекционного визита осуществляется уполномоченным должностным лицом либо экспертом и (или) экспертной организацией.

43. Срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день.

44. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза.

45. Основаниями проведения рейдового осмотра являются:

1) наличие у ГУСПа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.

46. При направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

47. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу могут осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

48. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указываются, кем и на каком основании проводились исследования в рамках рейдового осмотра, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

49. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десяти рабочих дней.

Срок взаимодействия с одним контролируемыми лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать одного рабочего дня.

50. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов;

3) экспертиза.

51. Документарная проверка, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, проводится в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

52. При направлении материалов для экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

53. Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней.

54. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза.

55. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения предписания Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ГУСПа об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

56. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

57. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется уполномоченным должностным лицом путем анализа данных об объектах государственного надзора, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

58. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не возлагаются обязанности, не установленные обязательными требованиями.

59. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта государственного надзора.

60. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) отбор проб (образцов);

3) инструментальное обследование;

4) испытание;

5) экспертиза.

61. Срок проведения выездного обследования не может превышать один рабочий день.

62. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.

63. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.