II. Рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
II. Рекомендации по реализации образовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
2.1. Электронные средства обучения (далее - ЭСО) могут быть ЭСО коллективного использования (например, интерактивная доска, интерактивная панель) и ЭСО индивидуального использования (например, персональный компьютер (далее - ПК), ноутбук, планшет).
ЭСО используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований <8> и при наличии документов, подтверждающих их соответствие требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации <9>.
--------------------------------
<8> Пункт 3.5 главы III СП 2.4.3648-20.
<9> Технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтового оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768, с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 884, решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 04.12.2012 N 247, от 25.12.2012 N 292, от 25.10.2016 N 120, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.06.2022 N 90; технический регламент Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 879, с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 04.12.2012 N 252, от 03.02.2015 N 8, от 29.06.2021 N 77, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.06.2022 N 91; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341, от 20.09.2010 N 383, от 14.10.2010 N 432, от 18.11.2010 N 456, от 02.03.2011 N 566, от 02.03.2011 N 567, от 02.03.2011 N 568, от 02.03.2011 N 571, от 07.04.2011 N 622, от 18.10.2011 N 828, от 18.10.2011 N 829, от 09.12.2011 N 859, от 09.12.2011 N 888, от 09.12.2011 N 889, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2012 N 34, решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 36, от 15.06.2012 N 37, от 20.07.2012 N 64, от 24.08.2012 N 73, от 17.12.2012 N 114, от 17.12.2012 N 115, от 18.09.2014 N 78, от 02.12.2015 N 82, от 16.02.2018 N 5, от 14.06.2018 N 64, от 22.02.2019 N 8, от 09.09.2019 N 97, от 04.09.2020 N 65, от 29.10.2021 N 109, от 18.02.2022 N 15, от 17.03.2022 N 28, от 25.01.2023 N 6, решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 125, от 23.08.2012 N 141, от 06.11.2012 N 206, от 06.11.2012 N 208, от 15.01.2013 N 6, от 13.05.2014 N 71, от 07.07.2014 N 101, от 18.11.2014 N 209, от 10.11.2015 N 149, от 08.12.2015 N 162, от 25.10.2016 N 118, 30.06.2017 N 80, от 29.08.2017 N 107, от 23.01.2018 N 12, от 10.05.2018 N 76, от 21.05.2019 N 78, от 08.09.2020 N 106, от 08.09.2020 N 107, от 08.12.2020 N 162, от 03.08.2021 N 99, от 29.11.2021 N 161, от 08.02.2022 N 22, от 22.02.2022 N 28.
Сведения о наличии и соответствии требованиям безопасности ЭСО в организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - образовательная организация), рекомендуется заносить в журнал на бумажном и (или) электронном носителях. Рекомендуемый образец журнала представлен в приложении 1 к настоящим МР.
2.2. Для создания локальной вычислительной сети, подключения к телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет), подключения периферийных устройств ПК рекомендуется использовать системы проводной передачи данных.
При использовании системы беспроводной передачи данных точки доступа Wi-Fi рекомендуется размещать в подпотолочном пространстве учебных кабинетов на фронтальной стене и помещений, где необходимо обеспечить устойчивое покрытие беспроводной сетью.
Установка и использование системы беспроводной передачи данных не рекомендуются в учебных помещениях, на этажах, в отдельно стоящих зданиях для обучающихся начального общего образования, в помещениях для детей в зданиях дошкольных образовательных организаций.
2.3. При выборе ЭСО коллективного использования рекомендуется использовать интерактивные доски (далее - ИД) и интерактивные панели (далее - ИП), имеющие токопроводящие поверхности, передающие информацию в ПК при непосредственном нажатии на поверхность доски и не требующие применения маркеров (резистивная технология).
2.4. При оборудовании ИД учебных и групповых помещений (далее - учебных помещений) рекомендуется использовать ИД обратной проекции (проектор размещен позади ИД), исключающей возможность слепящего эффекта от лампы проектора и появление тени пользователя на проецируемом изображении.
2.5. При выборе ИД прямой проекции (проектор размещен перед ИД) рекомендуется использовать коротко- или ультракороткофокусный проектор, снижающий риск слепящего эффекта для пользователя.
Для предотвращения появления бликов на экране ИД (ИП) рекомендуется использовать доски с матовой поверхностью.
2.6. В учебных помещениях рекомендуется использовать ИП с максимальным углом обзора (более 170°) по вертикали и горизонтали, обеспечивающим сохранение контрастности изображения и не искажающим цветопередачу.
2.7. Рассаживать детей в учебном помещении относительно ЭСО коллективного использования рекомендуется с учетом зонирования помещения по условиям зрительного восприятия визуальной информации и состояния органа зрения обучающегося [12] (рис. 1). При использовании ИД (ИП) не рекомендуется размещать обучающихся в зоне, в которой может возникнуть трудность восприятия информации (зона III). Детей с нарушением зрения рекомендуется размещать в оптимальной зоне (зона I).
Рис. 1. Зонирование учебных помещений по комфорту
зрительного восприятия от ЭСО коллективного использования.
Примечание: зона I - оптимальное восприятие изображения;
зона II - возможно искажение изображения; зона III -
трудности восприятия; зона IV - невозможно использовать
Зонирование помещения зависит от параметров доски, в том числе ее ширины. Расстояние от ИД (ИП) до последнего ряда столов рассчитывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <10>. В каждом учебном помещении, оснащенном ЭСО коллективного использования, рекомендуется рассчитывать количество рабочих мест, на которых возможно искажение изображения (зона II) и трудности восприятия (зона III) с целью их возможного сокращения.
--------------------------------
<10> Таблица 6.2 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Для обеспечения размещения ИД (ИП) по центру фронтальной стены учебного помещения рекомендуется использовать доски с рельсовой раздвижной системой в центральной части, объединяющей в комплексе разные виды учебных досок, либо рельсовую систему, обеспечивающую смену досок разного вида.
В организациях, недостаточно оснащенных ЭСО коллективного использования, для повышения доступности работы с ИД (ИП) на занятиях по разным учебным предметам может использоваться мобильная стойка для ИД (ИП). ИД (ИП) на мобильной стойке размещают по центру фронтальной стены учебного помещения на высоте 70 - 90 см от пола до нижнего края доски, соблюдая нормируемое расстояние до первого ряда столов (240 см) <11>.
--------------------------------
<11> Таблица 6.2 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
2.8. С целью обеспечения удобочитаемости рекомендуется использовать монитор ЭСО индивидуального использования с диагональю 21 - 24 дюйма, но не менее размеров, установленных санитарно-эпидемиологическими требованиями <12>.
--------------------------------
<12> Таблица 6.3 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Мобильные средства связи не используются для образовательных целей <13>. Применение мобильных средств в образовательной организации допускается для личного использования в соответствии с правилами внутреннего распорядка <14> данной образовательной организации.
--------------------------------
<13> Пункт 3.5.3 главы III СП 2.4.3648-20.
<14> Статья 43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2.9. При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе при выполнении домашних заданий, проектной деятельности, обучающимся рекомендуется использовать ПК. При использовании ноутбука рекомендуется устанавливать его на подставку, которая обеспечит размещение монитора на уровне глаз, или подключать к ноутбуку дополнительный монитор и использовать дополнительную клавиатуру <15>.
--------------------------------
<15> Пункт 3.5.4 главы III СП 2.4.3648-20; пункт 189 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
2.10. Для работы с ЭСО индивидуального использования рекомендуется использовать мониторы, регулируемые по высоте и углу наклона, имеющие матовое покрытие, автоматическую настройку яркости в зависимости от внешнего освещения, с типом матрицы, обеспечивающим максимальный угол видимости.
Для работы детей с ЭСО индивидуального использования, в том числе для дистанционного обучения, выполнения домашних заданий, не рекомендуется использовать мониторы на основе электронно-лучевых трубок. В образовательной организации данные типы мониторов не используются <16>.
--------------------------------
<16> Пункт 3.5.1 главы III СП 2.4.3648-20.
Для рациональной организации рабочего места рекомендуется использовать беспроводные клавиатуру и мышь.
2.11. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, оборудуются светорегулируемыми устройствами в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <17>. При использовании ИД (ИП) ближайший от них оконный проем рекомендуется закрывать.
--------------------------------
<17> Пункт 3.5.5 главы III СП 2.4.3648-20.
2.12. В случае использования ноутбуков и (или) планшетов, в том числе тележки-хранилища для ноутбуков/планшетных компьютеров с системой подзарядки <18>, рекомендуется заряжать ЭСО при отсутствии в помещении детей во внеучебное время.
--------------------------------
<18> Приказ Минпросвещения России/Минцифры России N 634/925 от 08.09.2021 "Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением" (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2021, регистрационный N 66360).
2.13. При размещении рабочих мест, оборудованных ПК, рекомендуется учитывать расположение световых проемов и удаленность от элементов систем электроснабжения. Возможные варианты размещения рабочих мест в учебных помещениях представлены в приложении 2 к настоящим МР.
2.14. Для оборудования рабочего места обучающегося при работе с ЭСО индивидуального использования рекомендуется использовать стол с глубиной столешницы не менее 75 см, что позволит размещать на ней ЭСО, учебные принадлежности, перемещать их (например, при работе с учебником или тетрадью переместить их в основную рабочую зону, а клавиатуру переместить в дополнительную рабочую зону и наоборот).
Функциональные размеры мебели в образовательной организации определены санитарно-эпидемиологическими требованиями <19>. Правильно подобранный с учетом роста обучающегося стул (кресло) обеспечивает следующие условия:
--------------------------------
<19> Таблица 6.2 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
- ноги свободно размещаются под столом;
- стопы имеют опору на полу или на подставке для ног;
- коленные суставы согнуты под углом не менее 90°.
Рекомендуется использовать стул (кресло), спинка которого имеет поясничный упор.
При использовании клавиатуры и мыши локти обучающегося размещаются на столе полностью, кисти рук на клавиатуре или мыши находятся в положении, близком к горизонтальному или немного ниже горизонтали. Использование "ножек" на клавиатуре для увеличения угла наклона не рекомендуется. При подкладывании валиков под запястье обучающегося - их размещают ближе к клавиатуре. При использовании подлокотников рекомендуется регулировать их высоту так, чтобы они размещались на одном уровне со столешницей и не мешали движениям рук.
2.15. Оптимальная зрительная дистанция до экрана ПК или ноутбука составляет 60 - 70 см, но не менее 50 см. Верхний край монитора рекомендуется размещать на уровне глаз, чтобы исключить запрокидывание или чрезмерный наклон головы. Монитор рекомендуется наклонять на 10 - 20° назад (в зависимости от высоты монитора), чтобы обеспечить одинаковое расстояния от глаз до верхнего и нижнего края монитора.
Рекомендуется увеличивать размер изображения (шрифта) при необходимости обучающегося, использующего ЭСО, наклоняться к монитору, чтобы рассмотреть информацию, представленную на экране.
2.16. Суммарная продолжительность использования ИД (ИП) и непрерывная продолжительность использования ПК, ноутбука и планшета на занятиях рассчитывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <20>.
--------------------------------
<20> Таблица 6.8 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Суммарная суточная продолжительность использования ЭСО включает суммарную продолжительность использования ЭСО в образовательной организации, при реализации программ дополнительного образования, при выполнении домашних заданий и досуговой деятельности. Пример определения суммарной продолжительности использования ЭСО и (или) средств, оснащенных экраном, представлен в приложении 3 к настоящим МР.
При использовании двух и более ЭСО суммарное время работы рассчитывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <21>. Использование на занятии в образовательной организации более двух различных ЭСО определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <22>.
--------------------------------
<21> Пункт 188 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
<22> Пункт 3.5.2 главы III СП 2.4.3648-20.
ЭСО рекомендуется выключать или переводить монитор в режим ожидания ("спящий режим"), когда их использование приостановлено или завершено, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения обучающихся. Предпочтительным является выключение экрана.
2.17. Для чтения обучающимся всех возрастных групп рекомендуется использовать печатные учебные, книжные и журнальные издания.
Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям <23>.
--------------------------------
<23> Пункт 182 главы VI, пункт 248, таблица 7.12 главы VII СанПиН 1.2.3685-21.
2.18. При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режим учебного дня обучающихся, в том числе во время учебных занятий, рекомендуется включать различные формы двигательной активности. Рекомендуемые формы двигательной активности представлены в приложении 4 к настоящим МР.
В середине занятия организуется перерыв <24> для проведения комплекса упражнений с целью профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. Комплексы упражнений проводятся в соответствии с рекомендациями, представленными в приложении 5 к настоящим МР с учетом преобладающих учебных нагрузок и состояния здоровья обучающихся. Для детей дошкольного возраста комплексы упражнений проводятся в игровой форме.
--------------------------------
<24> Пункт 3.5.13 главы III СП 2.4.3648-20.
Рекомендуемая продолжительность суточной физической активности от умеренной до высокой интенсивности составляет не менее 60 минут в день.
2.19. При реализации дистанционных образовательных технологий в программу производственного контроля образовательной организации рекомендуется включать анализ ЭСО, используемых обучающимися в домашних условиях.
На каждую учебную группу (класс) рекомендуется иметь сведения об используемых обучающимися ЭСО, соответствующих гигиеническим требованиям <25>. Сведения о наличии у обучающихся необходимых ЭСО рекомендуется заносить в журнал на бумажном и (или) электронном носителях. Рекомендуемый образец журнала представлен в приложении 2 к настоящим МР.
--------------------------------
<25> Таблица 6.3, пункт 189 главы VI СанПиН 1.2.3685-21; пункт 3.5.4 главы III СП 2.4.3648-20.
В случае отсутствия у обучающихся указанных ЭСО рекомендуется:
- исключить дистанционный формат обучения;
- организовать образовательный процесс с возможностью выполнять задания с использованием ЭСО в образовательной организации;
- обеспечить обучающихся ЭСО, соответствующими гигиеническим требованиям.
2.20. При необходимости перехода на смешанное или дистанционное обучение обучающихся 1 - 5-х классов рекомендуется переводить на дистанционный режим работы в последнюю очередь.
2.21. Перед началом занятий и каждый час работы учебные помещения проветриваются с учетом погодно-климатических условий <26>.
--------------------------------
<26> Таблица 6.12 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
2.22. Обработка (очистка) электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши проводится в соответствии с рекомендациями производителя. Перед проведением обработки рекомендуется выключать ЭСО.
2.23. В процессе занятий рекомендуется формировать у обучающихся навыки безвредного для здоровья использования ЭСО (продолжительность занятий с ЭСО, рациональная организация рабочего места, достаточная освещенность, проведение гимнастики для глаз и физкультурных минуток (далее - ФМ) во время занятий с ЭСО) <27>.
--------------------------------
<27> Пункты 2.10.2, 2.10.3 главы III СП 2.4.3648-20.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2.25. Для оптимальной организации деятельности обучающегося в домашних условиях (с учетом дневного суммарного времени использования ЭСО) рекомендуется размещать на информационных ресурсах образовательной организации (портале, сайте) данные об объеме образовательной нагрузки с использованием ЭСО для каждой учебной группы (класса).
2.26. Информацию о способах профилактики нарушений здоровья обучающихся при реализации дистанционных образовательных технологий, необходимости своевременного прохождения периодических медицинских осмотров детей (включая осмотр окулиста) рекомендуется доводить до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) и размещать на сайте образовательной организации.
2.27. В образовательной организации рекомендуется назначать ответственное лицо, контролирующее выполнение санитарно-эпидемиологических требований безопасности ЦОС для здоровья обучающихся <28>, в том числе параметров среды <29> (микроклимата, освещенности, шума, электромагнитного излучения, концентрации загрязняющих веществ в воздухе помещений, положительных и отрицательных аэроионов, микробиологических показателей).
--------------------------------
<28> Пункт 3.5 главы III СП 2.4.3648-20.
<29> Глава V СанПиН 1.2.3685-21.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей