Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности

Анализ текущего состояния осуществления

федерального государственного контроля (надзора) в области

транспортной безопасности

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990.

Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УТБ) и межрегиональные территориальные управления Ространснадзора по федеральным округам осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1051.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности

Контролируемыми лицами с 01.07.2021 являются: субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчики, застройщики объектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, учебные центры, специализированные организации, органы аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующие организации и граждане.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности по состоянию на 31.08.2023 осуществляется в отношении 18 523 контролируемых лиц.

Объектами контроля в рамках данного вида контроля являются:

деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности (оценивается деятельность всей организации в целом) - 17 846;

результаты деятельности контролируемых лиц (подготовка, аттестация, аккредитация в области транспортной безопасности, передача данных о персонале и пассажирах транспортных средств) - 7 004;

производственные объекты (объекты транспортной инфраструктуры, в том числе строящиеся, транспортные средства, зоны безопасности) - 242 470.

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

К чрезвычайно высокому риску отнесено 18 объектов контроля, к высокому - 491, среднему - 17 012, остальные объекты контроля отнесены к низкому риску.

В настоящее время проводится актуализация присвоенных категорий риска.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

Проведение плановых проверок возможно только в отношении объектов контроля, отнесенных к чрезвычайно высокому или высокому рискам.

На 2023 год было запланировано и согласовано с органами прокуратуры проведение 68 контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для внеплановых КНМ наиболее часто служит информация о признаках нарушений, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, дискуссия об определении которой продолжается до настоящего времени.

В целях поддержания надлежащего уровня государственного контроля и сохранения влияния на уровень защиты объектов транспортного комплекса Ространснадзор выступил с инициативой о подготовке отдельного поручения Правительства Российской Федерации на проведение внеплановых выездных КНМ в отношении объектов транспортной инфраструктуры 1 категории, которая была реализована в поручении Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко.

По состоянию на 31 августа 2023 г. территориальными управлениями проведено 492 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами, что на 4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года (далее - АППГ), в том числе - 42 плановых (в 2,6 раза меньше АППГ) и 450 внеплановых (на 24% больше АППГ). Основная масса проведенных внеплановых мероприятий проведена именно по поручению Правительства Российской Федерации.

По итогам проверок выявлено более 10 тысяч нарушений (10 146) обязательных требований, что в 6,8 раз больше АППГ. В среднем в 1 проверке выявлено 20,6 нарушений. Для сравнения - в аналогичном периоде 2022 года выявлялось 3,2 нарушения в 1 проверке.

При этом, несмотря на увеличение на 24% количества проведенных в 2023 году внеплановых проверок, охват контрольными (надзорными) мероприятиями контролируемых лиц и объектов контроля остается низким.

За 8 месяцев 2023 года проверки проведены в отношении 1,89% контролируемых лиц и 1,4% объектов контроля.

В ходе контрольных (надзорных) мероприятий были выявлены следующие наиболее характерные нарушения субъектами транспортной инфраструктуры требований в области обеспечения транспортной безопасности:

- не привлечены (не сформированы) подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;

- объекты транспортной инфраструктуры не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

- сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности не прошли предусмотренную законодательством подготовку и аттестацию.

Контроль требований в области обеспечения транспортной безопасности осуществлялся и в ходе контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами.

За 8 месяцев 2023 года проведено:

5 070 наблюдений за соблюдением обязательных требований (в 12,6 раз больше АППГ),

2 401 выездных обследований (в 2,4 раза больше АППГ), в ходе которых выявлено 7 355 нарушений (почти в 5,5 раз больше АППГ).

Необходимо отметить, что по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами не могут быть выданы предписания.

Также проведено 3 396 постоянных рейдов, в ходе которых осмотрено 4 885 транспортных средств, 869 объектов транспортной инфраструктуры, выявлено 4 898 нарушений, что на 25,9% меньше АППГ.

С 2023 года начал осуществляться обязательный мониторинг на объектах транспортной инфраструктуры, отнесенных к первой и второй категориям и включенных в перечень, утвержденный приказом Минтранса России от 22.10.2021 N 355 "Об утверждении Перечня отнесенных к первой и второй категориям объектов транспортной инфраструктуры, на которых в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности осуществляется обязательный мониторинг". Проведено 90 мероприятий, выявлено 26 нарушений.

По состоянию на 31 августа 2023 года по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Ространснадзора и судебными органами на основании протоколов, составленных должностными лицами Ространснадзора, привлечено к административной ответственности 1 037 контролируемых лиц (на 5,5% меньше АППГ), из них:

юридических лиц - 498 (на 27% меньше АППГ),

должностных лиц - 450 (почти в 2 раза больше АППГ),

физических лиц - 16 (почти в 2 раза меньше АППГ),

индивидуальных предпринимателей - 73 (более чем в 2 раза меньше АППГ).

Общая сумма наложенных штрафов (за вычетом обжалованных) составила 31 181,5 тыс. рублей, сумма выпадающих доходов - 9 997 тыс. рублей. Общая сумма взысканных штрафов (с учетом предыдущих периодов) составила 23 949 тыс. руб. (в 1,88 раза меньше АППГ).

При проведении мероприятий по контролю инспекторами за восемь месяцев 2023 года чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статье 11.15.1 КоАП РФ (79% от общего количества постановлений о привлечении к административной ответственности). Доля вынесенных должностными лицами Ространснадзора постановлений о привлечении к административной ответственности по статьям КоАП РФ 11.15.2 и 19.7.9 составила соответственно 15% и 2% соответственно.

К возможным тенденциям, которые могут оказать влияние на состояние подконтрольной среды относятся:

- расширение списка контролируемых лиц,

- состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ по развитию транспортной инфраструктуры и обеспечения транспортной безопасности;

- развитие экономики Российской Федерации в условиях продления санкций со стороны ЕС и США;

- серьезное воздействие пандемии COVID-19 на авиацию и другие виды транспорта;

- совокупное влияние внутренних факторов на развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации;

- обстановка, складывающаяся на территории субъектов Российской Федерации, прилегающей к территории проведения специальной военной операции;

- совершенствование нормативной правовой базы в области транспортной безопасности;

- дифференциация обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности;

- повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений.

В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение контролируемыми лицами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба.

Со стороны контролируемых лиц продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (АНВ, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:

- риск гибели человека;

- риск причинения вреда здоровью человека;

- риск загрязнения окружающей среды;

- риск причинения материального ущерба.