II. Анализ текущего состояния осуществления государственного лесного контроля, описание текущего уровня развития профилактики рисков, характеристика проблем, на решение которых направлена профилактика рисков

II. Анализ текущего состояния осуществления государственного

лесного контроля, описание текущего уровня развития

профилактики рисков, характеристика проблем, на решение

которых направлена профилактика рисков

5. Эффективность и результативность профилактики рисков в 2022 году, согласно соответствующей программе, утвержденной приказом Рослесхоза от 20.12.2022 N 1034, оценена по ключевому показателю государственного лесного контроля, установленному в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (далее - КП) <2>, и по дополнительному показателю улучшения или ухудшения состояния подконтрольной сферы в зависимости от уменьшения или увеличения количества повторяющихся однотипных правонарушений, совершенных одними и теми же контролируемыми лицами (далее - ДП).

--------------------------------

<2> Ключевой показатель государственного лесного контроля установлен пунктами 45(1) - 45(4) Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5528; 2021, N 49, ст. 8328), как отношение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства за отчетный период, совершенных контролируемыми лицами (тыс. руб.) к валовому внутреннему продукту Российской Федерации за отчетный период. Отчетным периодом для расчета значения ключевого показателя является календарный год. Целевое значение ключевого показателя определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя на 1 процент.

6. Количество объектов контроля в реестре объектов контроля в 2022 году на момент окончания отчетного периода составляло 166 объектов.

В числе контролируемых лиц - ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России и ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России с более чем 30 филиалами каждого учреждения, действующими в более чем 60 субъектах Российской Федерации).

7. В 2022 году в рамках государственного лесного контроля:

плановые контрольные (надзорные) мероприятия (далее также - КНМ) не проводились в связи с их полной отменой (в количестве 12 мероприятий) во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336;

проведены 5 внеплановых КНМ, из которых 2 без взаимодействия с контролируемым лицом и 239 ПМ (185 консультирований, 32 профилактических визита, 12 объявлений предостережения и 10 информирований).

При проведении в 2022 году КНМ нарушений обязательных требований, в том числе повторяющихся однотипных правонарушений, не выявлено.

8. По итогам 2022 года целевое значение КП достигнуто (к 2021 году снижение значения КП составило 100%).

Справочно:

расчет значения ключевого показателя за 2021 год:

17287,793 / 135294974583,305 x 100 = 0,0000127778530231775, где:

17287,793 - вред лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства, совершенных контролируемыми лицами в 2021 году, тыс. руб.;

135294974583,305 - валовой внутренний продукт за 2021 год по данным Росстата, тыс. руб.;

расчет значения ключевого показателя за 2022 год:

0 / 151455552496,356 x 100 = 0,000000000, где:

0 - вред лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства, совершенных контролируемыми лицами в 2022 году, тыс. руб.;

151455552496,356 - валовой внутренний продукт за 2022 год по данным Росстата, тыс. руб.

Также в 2022 году достигнуто выполнение ДП и в целом за прошедшие 5 лет достигнута динамика улучшения состояния подконтрольной сферы (снижение в 2018 - 2021 годах количества повторяющихся однотипных правонарушений на 27,3%, 37,5%, 20,0% и 12,5% соответственно).

Справочно расчет значений ДП:

2018 год:

(22 - 16) x 100 / 22 = 27,3%, где:

22 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2017 году;

16 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2018 году;

27,3% - значение показателя;

2019 год:

(16 - 10) x 100 / 16 = 37,5%, где:

16 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2018 году;

10 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2019 году;

37,5% - значение показателя;

2020 год:

(10 - 8) x 100 / 10 = 20,0%, где:

10 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2019 году;

8 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2020 году;

20% - значение показателя за 2020 год;

2021 год:

(8 - 7) x 100 / 8 = 12,5%, где:

8 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2020 году;

7 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2021 году;

12,5% - значение показателя за 2021 год;

2022 год:

(7 - 0) x 100 / 7 = 100,0%, где:

7 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2021 году;

0 - количество повторяющихся однотипных правонарушений в 2022 году;

100,0% - значение показателя за 2022 год.

Кроме того, в 2022 году достигнута доля профилактических мероприятий в общем количестве КНМ и ПМ около 98%, чем обеспечена минимизация административной нагрузки на хозяйствующих субъектов и реализовано в отчетном периоде направление на приоритет профилактики рисков.

В целом за период с 2018 года по 2022 год в 15 раз снижен уровень административной нагрузки на контролируемых лиц через соответствующее снижение общего количества КНМ (в 2018 году проведено 77 КНМ, все с взаимодействием с контролируемым лицом).

9. Оценка текущего уровня развития профилактики рисков и ее результативности и эффективности проведена на основе предварительных данных 2023 года (с 01.01.2023 по 01.12.2023) и имеет прогнозный характер.

За 11 месяцев 2023 года проведено 10 КНМ (все без взаимодействия с контролируемыми лицами) и 300 ПМ.

Доля ПМ в общем количестве КНМ и ПМ составила около 97%, что соответствует показателю по итогам 2022 года, в связи с чем прогнозируется соответствующее значение по итогам 2023 года, что оценивается положительно.

100% КНМ проведены без взаимодействия с контролируемым лицом, что минимизирует административную нагрузку на контролируемых лиц и также оценивается положительно.

В целом по итогам 2023 года прогнозируется дальнейшее снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты и реализация направления на приоритет ПМ перед КНМ, что оценивается положительно.

При проведении за указанный период 2023 года КНМ выявлено 9 нарушений обязательных требований, однако повторяющихся однотипных правонарушений среди них нет, а также не выявлено правонарушений с причинением вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

На основе указанных результатов по итогам 2023 года прогнозируется недопущение увеличения значения КП, достигнутого по итогам 2022 года, а также прогнозируется положительная оценка по ДП как недопущение совершения контролируемыми лицами повторяющихся однотипных правонарушений и тем самым недопущение ухудшения состояния подконтрольной сферы.

С учетом описанных выше положительных результатов профилактики рисков по итогам 2022 года и положительного прогноза результативности и эффективности профилактики рисков по итогам 2023 года, реализация настоящей Программы направлена на дальнейшее развитие системы профилактики рисков и замещение контрольных (надзорных) мероприятий профилактическими мероприятиями, а также на недопущение возникновения таких основных проблем, как причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и совершение повторяющихся однотипных правонарушений.