II. Пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований

II. Пояснения относительно способов соблюдения

обязательных требований

5. На официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Контрольная деятельность" (https://minstroyrf.gov.ru/trades/kontrolnaya-deyatelnost/) размещен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля.

6. При осуществлении деятельности по ведению единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (далее соответственно - Единый реестр, саморегулируемая организация) и предоставлению сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц в целях соблюдения обязательных требований контролируемым лицам надлежит руководствоваться пунктом 8 части 8 статьи 55.20, частями 3 и 5 статьи 55.17 Кодекса, положениями Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N 945 (далее соответственно - Правила, постановление N 945).

Контролируемые лица при формировании Единого реестра обязаны обеспечивать в том числе:

- наличие технических средств, программного обеспечения, каналов связи, технических и программных средств защиты информации для формирования и ведения Единого реестра;

- отображение сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра, в Едином реестре в автоматическом режиме одновременно при их внесении саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра посредством электронного сервиса "личный кабинет";

- автоматическую форматно-логическую проверку сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра, внесенных саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра;

- доступ заинтересованных лиц для ознакомления к сведениям Единого реестра, а также предоставление сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц, осуществляемое без взимания платы (подпункты "а", "б", "в", "д" и "е" пункта 9 Правил).

Под автоматической форматно-логической проверкой понимается выполнение проверочных действий программным комплексом в части соответствия внесенных саморегулируемой организацией сведений в реестр членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра, в том числе корректности и полноты заполнения записей в разделе Единого реестра, наличия обязательных к заполнению реквизитов таких записей. Выполнение такой проверки вручную (с участием работника национального объединения) не допускается.

Контролируемым лицом в целях недопущения ограничения права члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, по основаниям, не предусмотренным статьей 55.8 Кодекса, должно быть обеспечено раздельное отображение в Едином реестре различных сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра, утвержденным постановлением N 945. Наличие таких сведений в Едином реестре влечет разные правовые последствия при осуществлении предпринимательской деятельности для члена саморегулируемой организации, в отношении которого внесена такая запись в Едином реестре.

Контролируемым лицам при предоставлении сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц необходимо учитывать, что актуальность таких ведений утрачивается при внесении изменений в них. В целях предоставления актуальных сведений из Единого реестра, учитывая отсутствие установленного Кодексом срока предоставления таких сведений, контролируемым лицам рекомендуется обеспечить возможность получения их заинтересованными лицами в режиме "онлайн".

7. При осуществлении деятельности по ведению национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства (далее - национальный реестр) в целях соблюдения обязательных требований контролируемым лицам надлежит руководствоваться пунктом 11 части 8 статьи 55.20 Кодекса и положениями приказа Минстроя России от 15 апреля 2022 г. N 286/пр "Об утверждении перечня документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состава сведений, включаемых в национальные реестры специалистов, порядка внесения изменений в национальные реестры специалистов, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр специалистов, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов" (далее соответственно - Порядок внесения изменений, Перечень случаев, Приказ N 286/пр).

При этом частью 6 статьи 55.5-1 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2022 г.) установлено минимальное требование о прохождении повышения квалификации физическим лицом не реже одного раза в 5 лет, а не о наличии удостоверения о повышении квалификации на момент подачи заявления о включении сведений о нем в национальный реестр.

Внесение изменений в национальный реестр в отношении физических лиц, сведения о которых были включены в национальный реестр до 31 августа 2022 года, осуществлялось контролируемыми лицами на основании заявления такого физического лица или его уполномоченного представителя, оформленного в произвольной форме, с приложением документов, подтверждающих выполнение таким физическим лицом обязанности, установленной пунктом 4 части 6 статьи 55.5-1 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2022 г.) о повышении квалификации по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в 5 лет. Отказ во внесении сведений в национальный реестр при подаче такого заявления с оформленным надлежащим образом приложением не допускался.

Контролируемые лица обязаны уведомить лицо, сведения о котором содержатся в национальном реестре, не позднее 60 календарных дней до наступления случая, указанного в пункте 5 или пункте 6 Перечня случаев, о необходимости выполнения им требования о прохождении независимой оценки квалификации (пункт 15 Порядка внесения изменений). Уведомление контролируемым лицом физических лиц, сведения о которых содержатся в национальном реестре, с несоблюдением установленного срока является нарушением права такого лица пройти своевременно независимую оценку квалификации.

8. При осуществлении деятельности по подготовке и утверждению заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций (далее - заключение) контролируемым лицам надлежит руководствоваться частью 5 статьи 55.2, частями 10 - 12 статьи 55.19, пунктом 7 части 8, частями 10, 11 статьи 55.20 Кодекса.

При поступлении контролируемому лицу обращения органа надзора за саморегулируемыми организациями о подготовке заключения, а также в случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном частью 10 статьи 55.20 Кодекса уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного частью 5 статьи 55.2 Кодекса, контролируемые лица направляют в орган надзора за саморегулируемыми организациями для принятия решения во внесудебном порядке заключения, утвержденного Советом национального объединения саморегулируемых организаций в соответствии с пунктом 9.2 части 3 статьи 55.22 Кодекса.

Непредоставление саморегулируемой организацией сведений по запросу (уведомлению) контролируемого лица документов, обязанность представления которых в контролируемое лицо Кодексом не установлена, не может являться основанием для подготовки заключения, предусмотренным пунктом 6 части 5 статьи 55.2 Кодекса.