II. Развитие экономик государств-членов в 2022 - 2023 годах

В 2022 - 2023 годах экономическая динамика в государствах-членах была разнонаправленной. Рост геополитической напряженности и усиление санкционного давления в отношении отдельных государств-членов привели к снижению ВВП в целом по Союзу по итогам 2022 года на 1,6 процента. В 2022 году в Республике Армения темпы экономического роста увеличились с 5,8 до 12,6 процента, в Кыргызской Республике - с 5,5 до 6,3 процента, замедлился рост в Республике Казахстан с 4,3 до 3,2 процента. Спад экономической активности зафиксирован в Республике Беларусь - на 4,7 процента и в Российской Федерации - на 2,1 процента. В I полугодии 2023 г. экономическая динамика в Республике Армения и Кыргызской Республике несколько замедлилась (до 10,5 и 3,9 процента соответственно), в Республике Казахстан - ускорилась до 5 процентов. Экономики Республики Беларусь и Российской Федерации имеют тенденцию к восстановлению, динамика ВВП в этих государствах-членах в I полугодии 2023 г. вышла в область положительных значений и составила 2,0 и 1,6 процента соответственно.

Производство продукции сельского хозяйства в рамках Союза в 2022 году увеличилось на 9,4 процента за счет позитивной динамики во всех государствах-членах. Объем выполненных строительных работ вырос на 5,1 процента, пассажирооборот - на 4,1 процента. В то же время выпуск промышленной продукции в Союзе сократился на 0,6 процента, а грузооборот - на 2,7 процента за счет снижения этих показателей в ряде государств-членов, обусловленного внешними факторами.

За I полугодие 2023 г. промышленное производство в целом по Союзу выросло на 2,4 процента, в первую очередь за счет позитивной динамики в обрабатывающем секторе. На фоне формирования новых производственных связей, расширения альтернативных каналов поставок и развития импортозамещающих производств активизировалось производство пищевых продуктов, одежды и обуви, машин и оборудования, компьютеров, электрического оборудования, транспортных средств.

Инфляционный фон в государствах-членах в 2022 году оставался повышенным. Основной вклад в рост цен в большинстве государств-членов, за исключением Российской Федерации, внесла продовольственная инфляция. Во всех государствах-членах в периоды пиков инфляция достигала двузначных уровней. Для сдерживания динамики роста потребительских цен государства-члены принимали меры, направленные на его ограничение, а также на смягчение воздействия инфляции на уровень благосостояния населения. Принятые меры способствовали макроэкономической стабилизации, сдерживанию последствий распространения внешних шоков и защите сбережений населения. В результате принятых мер в I полугодии 2023 г. инфляционные процессы во всех государствах-членах существенно замедлились.

Инвестиции в основной капитал в 2022 году в рамках Союза выросли на 4,3 процента в годовом выражении, что почти в 2 раза меньше, чем годом ранее. Это произошло в условиях нарастающего оттока финансовых средств. По оценке Евразийской экономической комиссии, вывоз капитала частным сектором из Союза по итогам 2022 года вырос более чем в 2,5 раза в сравнении с 2021 годом и превысил 200 млрд долл. США.

Динамика инвестиций в основной капитал в государствах-членах была разнонаправленной. Рост инвестиционной активности в 2022 году наблюдался в Республике Армения, Республике Казахстан и Кыргызской Республике, что преимущественно обеспечивалось за счет внутренних источников финансирования. Позитивная динамика в этих государствах-членах сохраняется и в 2023 году. В Российской Федерации в 2022 году зафиксировано замедление годового прироста инвестиций с 8,6 до 4,6 процента, а в Республике Беларусь сокращение инвестиций в основной капитал достигло 19,1 процента от объема предыдущего года. Вместе с тем выбывшие финансовые средства из иностранных источников в указанных государствах-членах были в основном замещены за счет внутренних ресурсов и взаимных инвестиций из других государств-членов. В I полугодии 2023 г. в Республике Беларусь инвестиционная активность перешла в область положительных значений, составив 7,1 процента, а в Российской Федерации ускорилась до 7,6 процента.

Масштабное влияние финансовых и экономических ограничений потребовало от государств-членов, затронутых их воздействием, увеличения размера бюджетного импульса для поддержки экономической активности, а также объемов финансирования, направленных на содействие структурной перестройке экономик. Миграция капитала и рабочей силы из Российской Федерации и Республики Беларусь внесла вклад в улучшение макроэкономических показателей в других государствах-членах, поскольку это положительно сказалось на повышении деловой активности и динамике налоговых поступлений. Несмотря на избежание негативного развития ситуации в бюджетном секторе, в 2023 году риски в бюджетной сфере отдельных государств-членов продолжают сохраняться. Во всех государствах-членах бюджет на 2023 год запланирован дефицитным. Приоритетами бюджетной политики государств-членов остаются социальная сфера, инфраструктурные проекты, поддержка малого и среднего предпринимательства, инновационное и технологическое развитие.

По итогам 2022 года в большинстве государств-членов, за исключением Кыргызской Республики, улучшилось состояние счета текущих операций в условиях высоких цен на экспортируемые товары. Благоприятная ценовая конъюнктура компенсировала негативное воздействие на показатели внешней торговли государств-членов от замедления роста мировой экономики, а также от введения торговых и ограничительных мер в отношении Республики Беларусь и Российской Федерации. В I полугодии 2023 г. профицит торгового баланса в Республике Казахстан и Российской Федерации снизился относительно сопоставимого периода 2022 года. В Республике Беларусь сальдо торгового баланса перешло к дефициту, а в Республике Армения и Кыргызской Республике его дефицит расширился. Решающий вклад в динамику внесло увеличение импорта товаров во всех государствах-членах, поддерживаемое ростом экономической активности в Союзе. Дополнительным фактором в Республике Казахстан и Российской Федерации было снижение мировых цен на биржевые товары, экспортируемые этими государствами-членами. В части географической структуры внешней торговли наблюдается переориентация отдельных торговых потоков из государств-членов на перспективные быстрорастущие рынки стран Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока. Прирост поставок товаров государств-членов на рынки Китая и Республики Индии практически компенсировал сокращение товарооборота с западными странами.

Положительная динамика взаимной торговли была обеспечена перенаправлением торговых потоков на внутренний рынок Союза. В январе - июне 2023 г. объем взаимной торговли между государствами-членами увеличился более чем на 13 процентов. Доля оборота взаимной торговли во внешнеторговом обороте Союза за год увеличилась с 13 до 18 процентов, что отражает рост значимости внутреннего рынка Союза.

Государства-члены в 2022 - 2023 годах столкнулись с рядом беспрецедентных внешних шоков, оказавших влияние на их экономическое развитие. Макроэкономическая политика государств-членов в этот период была направлена на обеспечение ценовой, бюджетной и финансовой стабильности и адаптацию экономик к изменившимся условиям. В среднесрочной перспективе основные риски для экономического развития государств-членов связаны с нарастанием технологического отставания государств-членов от ведущих стран мира на фоне недостаточных темпов роста инвестиций в основной капитал, высокой доли импорта технологий и недостаточных объемов капиталовложений в сферу исследований, разработок и инноваций.