III. Анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

III. Анализ текущего состояния федерального государственного

контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства

и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы

трудового права, описание текущего развития профилактической

деятельности, характеристика проблем, на решение которых

направлена Программа

5. В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230 (далее - Положение о контроле) предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами (далее - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, гострудинспекции) в рамках возложенных на них полномочий.

Согласно пункту 8 Положения о контроле объектом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются:

а) деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

б) деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.

В рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в 2022 году государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации проведена 22 951 проверка по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 73,4% меньше, чем в 2021 году.

Основаниями для проведения проверок являлись:

- контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, - 1 363, что составляет 5,9% от общего количества проведенных проверок;

- заявления (обращения) граждан (на них приходится наибольшее количество проверок) - 18 851, что составляет 82,13% от общего количества проведенных проверок;

- приказы (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданные в соответствии с поручениями Президента

Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, - 494, что составляет 2,1% от общего количества проведенных проверок;

- приказы (распоряжения) руководителя гострудинспекции, изданные в соответствии с требованием органов прокуратуры, - 954, что составляет 4,1% от общего количества проведенных проверок.

В 2022 году наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходился на организации, осуществляющие деятельность в сфере:

- оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 14,9%;

- строительства - 10,3%;

- здравоохранения и предоставления социальных услуг - 5,5%;

- обрабатывающего производства - 11,3%;

- образования - 6,6%;

- транспорта - 5,5%;

- предоставления прочих коммунальных, социальных услуг - 4,9%;

- сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 3,2%;

- добычи полезных ископаемых - 2,8%;

- других видов экономической деятельности - 34,6%.

Из общего количества проведенных проверок в плановом порядке в 2022 году проведено 1 289 проверок или 5,6% от общего количества проведенных проверок, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составили 94,3% от общего количества проведенных проверок.

В ходе проведенных в 2022 году в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, надзорных мероприятий, в том числе расследования несчастных случаев на производстве, выявлено свыше 32,8 тысяч нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В среднем в ходе одной проверки в 2022 году выявлено 1,4 нарушений.

Анализ результатов надзорной деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации свидетельствует, о том, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних лет являются:

- износ и старение на ряде предприятий основных производственных фондов;

- финансирование работодателями не в полном объеме мероприятий по охране труда (в т.ч. проведения необходимых обучений и проверок знаний в учебных центрах руководителей и работников по обучению безопасным методам и приемам работ на высоте);

- нестабильное финансовое состояние организаций (отсутствие заказов и прекращение работы предприятий, применение процедур банкротства);

- непринятие работодателями действенных мер воздействия к нарушителям требований трудового законодательства.

В целях устранения нарушений трудового законодательства, выявленных государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в ходе проведенных в 2022 году проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в ходе проводимых в установленном порядке расследований обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, работодателям выдано более 13,2 тысяч обязательных для исполнения предписаний, что на 28% меньше чем за 2021 год.

В 2022 году по сравнению с 2021 годом произошло увеличение на 65% количества случаев привлечения к административной ответственности в виде штрафа лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства.

В 2022 году сохранялась тенденция приоритетности привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства в виде предупреждения.

Так в 2022 году государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок приняты решения о наложении административных наказаний в виде предупреждений на 70 083 виновных лица (снижение составило 17% относительно показателя 2021 года).

За 2022 год государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 196 тыс. виновных лиц.

6. В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2022 году Рострудом осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой:

информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований при обращении представителей контролируемых лиц в Роструд и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации;

объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

проведение профилактических визитов в отношении контролируемых лиц в соответствие с утвержденным графиком.