21. Рекомендуемый подход к организации подготовки САБ к работе в ОЗП (ВЛП)

21.1. В приоритетные направления подготовки САБ к работе в ОЗП (ВЛП), как правило, включается:

анализ прохождения специальной подготовки и повышения квалификации сотрудниками САБ и составление планов обучения;

проведение инструктажей сотрудников САБ для работы в предстоящий период;

проверка знаний с принятием зачетов особенностей организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности и транспортной безопасности в предстоящий период;

издание распорядительного документа о допуске сотрудников САБ к работе в предстоящий период;

проведение совещаний (технических конференций) по обмену опытом организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности в предшествующих аналогичных периодах с привлечением сотрудников служб аэропорта (авиапредприятия), занятых в технологическом процессе обслуживания пассажиров;

проверка состояния и подготовка производственных, служебных и бытовых помещений САБ и подразделения охраны, инженерно-технических средств охраны, средств связи, автотранспорта;

проверка наличия и исправного состояния оборудования пунктов досмотра и контрольно-пропускных пунктов в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил <2>;

--------------------------------

<2> Пункт 41 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142.

контроль и анализ подготовки к работе в предстоящий период с составлением акта.

21.2. Рекомендуется проведение занятий и инструктажей по авиационной безопасности специалистами из числа руководителей, инспекторского состава, преподавателей и инструкторов, прошедших подготовку по авиационной безопасности и имеющих опыт работы по обеспечению авиационной безопасности.

Конспекты и планы занятий, как правило, согласовываются с начальником САБ организации ГА.

Согласно разработанной тематике в подразделениях САБ/ПТБ рекомендовано проводить практические занятия по выполнению сотрудниками должностных обязанностей по обеспечению авиационной и транспортной безопасности.

21.3. Рекомендуется проводить изучение основ авиационной и транспортной безопасности также с другими категориями специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации (за исключением САБ) и работниками, не относящимися к авиационному персоналу применительно к своей профессии, специальности (своим должностным обязанностям).

После теоретической подготовки (инструктажа) целесообразно проводить практические занятия по обмену опытом работы по обеспечению авиационной безопасности в предшествующие аналогичные периоды.

Практические занятия по авиационной безопасности, как правило, проводятся с представителями служб аэропорта, обеспечивающих полеты ВС, обслуживание пассажиров, грузов, почты.

21.4. В организациях ГА рекомендовано проводить занятия по авиационной безопасности с членами экипажей ВС по действиям в чрезвычайной обстановке, связанным с захватом или угоном ВС и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте, а также по порядку действий членов экипажа ВС при пресечении противоправных действий на борту ВС лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета ВС либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира ВС.

Рекомендуется проверять наличие на ВС:

памятки по действиям экипажа в чрезвычайной обстановке;

инструкции о порядке проведения досмотра ВС в полете с перечнями контрольных мест досмотра.

21.5. Сотрудникам САБ/ПТБ, своевременно не прошедшим инструктаж к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки к работе в предстоящий период и пройти проверку знаний особенностей обеспечения авиационной и транспортной безопасности с оформлением распорядительного документа о допуске их к работе в ОЗП (ВЛП).

21.6. Рекомендуется проверять укомплектованность САБ и численный состав дежурных смен согласно штатному расписанию, уточнять (корректировать) график отпусков, прохождение работниками САБ медкомиссии, а также наличие заключений органов внутренних дел об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

21.7. Рекомендуется проводить заседание аэропортовых комиссий по авиационной безопасности для рассмотрения актуальных проблем деятельности на предстоящий период, наметить конкретные пути их решения.

21.8. Рекомендуется проводить анализ организации охраны ВС и объектов аэропорта, уточнять табель постам и схему расположения (дислокации) постов. Уточнять маршруты и графики патрулирования.

21.9. По согласованию с территориальными органами (подразделениями) Федерального агентства воздушного транспорта, руководителями подразделений организаций ГА, участвующими в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, уточняется в оперативных аспектах план по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, схема связи и оповещения, а также схема взаимодействия.

21.10. Целесообразно проверять техническое и санитарное состояние служебных помещений САБ/ПТБ, соответствие температурного режима в пунктах досмотра, помещений (залов АВК) для пассажиров, бытовых помещениях работников САБ/ПТБ требованиям нормативных документов.

21.11. Рекомендуется проводить проверку наличия и соответствия рабочих параметров помещений, предназначенных для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами на период полета, а также помещений для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке предметов и веществ. Результаты проверки, как правило, оформляются документально.

21.12. Рекомендуется проводить техническое обслуживание технических средств досмотра, инженерно-технических средств охраны, транспортных средств, а также проверять исправность средств связи, проблесковых маячков на автотранспорте с составлением соответствующих актов.

21.13. Рекомендуется осуществлять проверку ведения журналов ежедневных проверок (настроек) технических средств досмотра и оборудования, применяемого при производстве досмотра, документов зон контроля и пунктов досмотра, документов учета досмотра воздушных судов, проверку ведения учета выдачи и списания пропусков, проверку актуальности образцов подписей должностных лиц, имеющих право подписи пропусков.

21.14. Целесообразно проводить комиссионное обследование состояния ограждения периметра аэродрома и особо важных объектов, наличия предупредительных аншлагов, запрещающих проникновение в контролируемые зоны аэропорта, оборудования запасных въездов (выездов). В случае необходимости готовить соответствующие заявки на ремонт ограждения, средств охраны, приобретение аншлагов.

21.15. Рационально проверять состояние подъездных дорог к охраняемым объектам, а также патрульной дороги, наличие и состояние освещения на местах стоянок ВС, КПП и на территории особо важных объектов, их соответствие предъявляемым требованиям.

21.16. САБ рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, помещения, инженерно-технические средства обеспечения транспортной безопасности подготовлены к эксплуатации в предстоящий период, работники САБ, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли инструктажи по подготовке к работе в ОЗП (ВЛП).