22.9. Взлет

22.9. Взлет.

Начальник стартов определяет направление старта. Модель должна взлетать максимально возможно против ветра из обозначенного стартового коридора. Попытка аннулируется, если модель стартовала вне стартового коридора.

Взлет разрешается с помощью ручной затяжки леером либо с помощью лебедки.

а) соревнования должны проводиться на площадке, выделенной организаторами, где должны быть обеспечены условия для запуска моделей против ветра. Все запуски моделей должны производится с помощью электрических лебедок, одобренных судейской коллегией;

б) поворотное устройство (блок) должно находится не далее, чем 150 метров от лебедки, а его высота от земли до оси блока не должна превышать 50 см. Запуск модели должен осуществляться на расстоянии, приблизительно не далее 3 метров от лебедки. Лебедка должна быть оснащена устройством для предотвращения стравливания леера при запуске модели;

в) лебедка должна быть оснащена одним двигателем от серийного автомобильного стартера с последовательным возбуждением. Изменение конструкции двигателя не допускается, кроме возможности использования переделанных передней и задней крышек под подшипники качения. Барабан лебедки должен иметь фиксированный диаметр и быть закреплен непосредственно на вал двигателя или через передачу, но без понижающего или повышающего коэффициента. Все другие изменения оригинального мотора ведут к дисквалификации;

г) источником тока должна служить 12-вольтовая свинцовая кислотная аккумуляторная батарея;

д) лебедка может, включаться как, электромагнитным так и механическим пускателем. Использование любых электронных устройств между двигателем лебедки и аккумуляторной батареей запрещено. Спортсмен может менять части своих лебедок между собой при условии, что, полученный вариант будет соответствовать всем правилам;

е) подзарядка аккумуляторной батареи на линии старта во время соревнований не допускается. Двигатель лебедки не должен искусственно охлаждаться, а аккумуляторная батарея подогреваться;

ж) запрещается использовать любые приборы и устройства, запасающие энергию, кроме аккумуляторной батареи и свойств леера (такие как противовесы, пневматические и гидравлические устройства). Свойства фланцев барабана как маховиков в расчет не берутся;

з) полное сопротивление оборудования (батарея, двигатель, соединительные кабеля и пускатель) должно быть не менее 23,0 мОм. Допускается установка в цепь дополнительного сопротивления, которое может быть установлено между двигателем и батареей. Конструкция не должна допускать легкое изменение общего сопротивления в пусковой линии (например, закоротить резистор или резисторы), за исключением включения и выключения тока;

и) плюс и минус батареи должен быть оснащен контактами для подключения измерительного прибора, а также один из кабелей который идет на батарею должен иметь возможность включения в цепь измерительного резистора;

к) перед началом измерения батарея должна быть в не рабочем состоянии не менее двух минут. Меряется напряжение на батарее Ub и ток в цепи I. Показания должны быть зафиксированы через 300 миллисекунд (+/- 30 миллисекунд) после включения полностью заторможенного двигателя;

л) для измерения нужно использовать цифровой запоминающий прибор (с точностью измерения не более 1%) позволяющий зафиксировать напряжение и ток в цепи через 300 миллисекунд (+/- 30 миллисекунд) после включения. Ток в цепи может быть измерен при помощи зажима (с диапазоном от 0 - 600 А или от 0 - 1000 А, с точностью не более 2%) или калиброванного резистора (0,1 мОм с точностью не более 0,5%);

Сопротивление оборудования рассчитывается по формуле:

При измерении с помощью зажима - Rtot = 1000 x Ub / I300.

При измерении с помощью шунта - Rtot = (1000 x Ub / I300) - 0,1.

Где:

Rtot - Сопротивление оборудования в миллиомах (мОм).

Ub - Напряжение батареи в вольтах.

I300 - Ток в цепи в амперах.

м) первое измерение производится с целью проверки. Затем производится три последовательных измерения с интервалом минимум в две минуты. Средний результат трех последовательных замеров признается официальным. Показания прибора должны быть такие, чтобы была возможность сделать вычисления сопротивления вручную. Если прибор вычисляет сопротивление автоматически, то он должен показывать дополнительно, напряжение и ток. Годным к соревнованиям признается оборудование, средний результат измерений которого не менее 23,0 мОм;

н) при замере оборудования перед соревнованиями, напряжение батареи должно быть не менее 9 вольт. Если тест проводится во время соревнований (после конкретного взлета), напряжение на батарее может быть любое;

о) организаторы соревнований должны назначить минимум два судьи для замера оборудования одним и тем же прибором, или несколькими приборами, показания которых отличаются не более чем на 0,5%;

п) оборудование должно обеспечивать в экстренных случаях быстрое отключение силового кабеля аккумуляторной батареи от лебедки без применения инструмента;

р) если после теста, проведенного после фиксируемого полета во время стартов, лебедка будет признана не соответствующая правилам, то спортсмен наказывается вычитанием 1000 очков штрафа из финального результата соревнований. Штраф должен быть занесен в протокол того тура, в котором произошло нарушение;

с) после освобождения от модели, леер должен быть незамедлительно подмотан к блоку. Во время подмотки, помощник на блоках должен направлять леер, чтобы избежать повреждения лееров других спортсменов. Леер должен быть снабжен устройством, чтобы исключить проскакивания через блок (например, кольцо подходящего диаметра). Затем леер вручную возвращается в исходное состояние к лебедке на линию "А". Запрещается подматывать леер, если он лежит на земле на других леерах или перехлестнулся в воздухе с другим леером во время запуска;

т) буксировочный леер должен быть из неметаллического материала, кроме мест соединений и иметь сигнальный вымпел или парашют с минимальной площадью 5 дм2. При этом парашют не должен устанавливаться на модель и не должен раскрываться до освобождения леера. Если происходит полная смотка леера на барабан лебедки, то парашют должен быть отцеплен от леера;

у) в случае континентального или мирового чемпионата, максимум 6 лебедок и 6 батарей могут быть использованы в любое время любой командой. Соответствие оборудования правилам после замены, полностью лежит на спортсмене;

ф) помощникам, которые буксируют модель, не разрешается использование каких-либо механических устройств, за исключением блока, для затяжки модели, но разрешается использование ручного устройства (лебедки) для быстрой смотки леера после завершения взлета;

х) сразу после освобождения модели от леера, помощники, которые буксируют модель, без промедления должны или смотать леер на катушку, или при использовании блока, продолжать движение до того, как леер полностью покинет зону старта для предотвращения перехлеста с находящимися там леерами. Это пункт не применяется если происходит, обрыв леера. В этом случае только остаток леера, который закреплен к земле, должен быть удален помощниками из зоны старта. Судья (на линии буксировки моделей), в случае необходимости, обращается к помощникам, буксирующим модели, чтобы они удалили леера из стартовой зоны после того как модель освободилась от леера. Если в течение 30 секунд после схода модели леер не был убран из стартовой зоны, пилот наказывается вычитанием 100 штрафных очков из финального результата соревнований. Штраф должен быть занесен в протокол того тура, в котором произошло нарушение;

ц) при использовании блока, сразу за ним должен быть закреплен прочный щиток диаметром не менее 15 см. для защиты буксировщиков в случае обрыва леера.

Если буксировка осуществляется двумя помощниками с помощью блока, разрешается использование одного из следующих вариантов:

К блоку с защитным щитком должны быть прикреплены два крепких шнура диаметром не менее 5 мм, которые образуют V, длиной от 1,5 м. до 3 м. и иметь петли для рук на концах.

Блок с защитным щитком должны быть установлены в центре прочного коромысла, длинной не менее 80 см с ручками на каждом конце.

При буксировке с использованием блока конец леера должен быть закреплен к основному штырю, забитому в землю, который также соединен двумя металлическими растяжками с двумя дополнительными штырями безопасности. Длина основного штыря должна быть не менее 50 см. от места крепления леера. Дополнительные штыри должны быть длиной не менее 30 см. Основной штырь должен быть забит в грунт на глубину не менее 40 см. Место крепления леера не должно находиться выше 10 см. над поверхностью земли;

ч) начальник старта определяет зону для буксировки моделей. Буксировщики должны находиться в этой зоне на протяжении всего время буксировки модели;

ш) полет аннулируется без повторения попыток, если участник соревнований или его помощники во время буксировки выпускают из рук пусковое устройство (за исключением леера, одного или с каким-либо приспособлением, объемом не более 5 см3 и весом не более 5 г), или вырывается основной штырь из земли;

щ) любая модель, взлетевшая до начала рабочего времени, должна быть, как можно скорее посажена и взлететь заново во время рабочего времени. Невыполнение этого условия ведет к аннулированию результата пилота в этом туре.