Обзор практики рассмотрения Департаментом валютного контроля Минфина России жалоб лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.25 КоАП РФ, за период с октября 2003 г. по апрель 2004 г.

ОБЗОР

ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТОМ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

МИНФИНА РОССИИ ЖАЛОБ ЛИЦ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТ. 15.25 КОАП РФ,

ЗА ПЕРИОД С ОКТЯБРЯ 2003 Г. ПО АПРЕЛЬ 2004 Г.

1. Поступление денежных средств в иностранной валюте на банковский счет резидента-комиссионера с банковского счета резидента-комитента не требует получения разрешения (лицензии) Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент-комитент совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении в рамках договора комиссии перевода денежных средств в иностранной валюте со своего счета в уполномоченном банке на счет в уполномоченном банке резиденту-комиссионеру. Осуществив перевод, резидент-комитент совершил валютную операцию, связанную с движением капитала, не входящую в перечень валютных операций, связанных с движением капитала, осуществляемых без разрешения (лицензии) Банка России, установленный в п. п. 1 - 3 Положения Банка России "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" от 24.04.1996 N 39 и п. 1 раздела III "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352.

В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление на основании материалов административного дела было установлено, что перевод денежных средств со счета резидента-комитента на счет резидента-комиссионера был осуществлен с целью последующей оплаты оборудования, которое резидент-комиссионер должен приобрести у нерезидента за счет резидента-комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента (ч. 1 ст. 996 ГК РФ). Кроме того, согласно договору комиссии оплата услуг комиссионера должна производиться в валюте Российской Федерации.

В связи с тем, что переведенная на счет резидента-комиссионера сумма в иностранной валюте не является суммой вознаграждения по договору комиссии и поступившие к резиденту-комиссионеру от резидента-комитента денежные средства в иностранной валюте по договору комиссии являются собственностью резидента-комиссионера, т.е. не было факта перехода прав собственности на иностранную валюту, резидент-комитент не совершал валютную операцию, связанную с движением капитала, без разрешения (лицензии) Банка России, Департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в связи с чем жалоба лица, привлеченного к административной ответственности, была удовлетворена, постановление было отменено.

2. В связи с отменой таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" от 25.05.1995 N 525, на сделки, предусматривающие вывоз российских товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с требованиями таможенного режима экспорта, в настоящее время действие Инструкции N 86-И не распространяется.

Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент - экспортер товаров был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившегося в непредоставлении в уполномоченный банк информации, предусмотренной п. 5.4 Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.1999 N 86-И, N 01-23/26541 (соответственно) (далее - Инструкция 86-И), при осуществлении экспорта товаров нерезиденту, расположенному на территории Республики Беларусь.

В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление было установлено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 1 Положения "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.1999 N 86-И, N 01-23/26541 (соответственно)" от 22.12.1999, утвержденного Банком России N 101-П, ГТК России N 01-23/32005, действие Инструкции N 86-И распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранной валюте и/или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта.

В связи с этим, по мнению Банка России, изложенному в п. 14 информационного письма "Вопросы по применению Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.1999 N 86-И, N 01-23/26541 (соответственно)", на сделки, предусматривающие вывоз российских товаров на территорию Республики Беларусь без их таможенного оформления в соответствии с требованиями таможенного режима экспорта, в настоящее время действие Инструкции N 86-И не распространяется.

Для подтверждения факта экспорта товаров в Республику Беларусь экспортеры представляют в уполномоченные банки, принявшие соответствующие контракты на расчетное обслуживание, заверенные копии товаросопроводительных (товарораспорядительных) и иных документов, подтверждающих поставку товаров в Республику Беларусь.

В связи с вышеизложенным и тем, что заверенные копии товаросопроводительных (товарораспорядительных) и иных документов, подтверждающих поставку товаров в Республику Беларусь, не являются учетными или отчетными документами по валютным операциям, а объективная сторона административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, выражается: а) в несоблюдении установленного порядка ведения учета валютных операций; б) несоблюдении установленного порядка составления и представления отчетности по валютным операциям; в) нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов, - Департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об отсутствии в действиях резидента-экспортера состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

3. Привлечение региональным управлением валютного контроля Минфина России резидента к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, если данный резидент таможенными органами по факту осуществления данной валютной операции уже привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.17 КоАП, правомерно.

Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент-экспортер совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении валютной операции, связанной с движением капитала без получения разрешения на отсрочку платежа на срок свыше 90 дней. Осуществив в соответствии с условиями внешнеторгового контракта экспорт товаров нерезиденту в полном объеме, что было подтверждено ГТД, зачисление суммы валютной выручки на счет резидента в уполномоченном банке было осуществлено с превышением установленного срока ее возврата, предусмотренного для текущих валютных операций. При этом на момент вынесения вышеуказанного постановления по факту осуществления данной валютной операции резидент уже был привлечен таможенным органом к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.17 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Министерства финансов доводов жалобы резидента на постановление на основании материалов административного дела было установлено, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания лицо, привлеченное к административной ответственности, не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). В случае же, если по факту совершения валютной операции резидентом не исполнены возложенные на него законодательством обязанности, резиденты в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются отдельно по каждому случаю невыполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.

Ответственность за несвоевременное исполнение резидентами обязанности по зачислению средств в иностранной валюте, полученной от осуществления экспорта товаров, на свои счета в уполномоченном банке (абз. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 N 3615-1) предусмотрена ч. 2 ст. 16.17 КоАП РФ. Ответственность за осуществление валютных операций, связанных с движением капитала без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (пп. "г" и "е" п. 10 ст. 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 N 3615-1).

Принимая во внимание вышеизложенное, Департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение о наличии в действиях резидента состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в связи с чем постановление регионального управления валютного контроля Минфина России оставлено без изменения, а жалоба лица, привлеченного к административной ответственности, без удовлетворения.

4. В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность резидентов, предусмотренную ст. 15.25 КоАП РФ, не является исчерпывающим.

Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент-экспортер совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившееся в зачислении сумм валютной выручки на счет в уполномоченном банке за экспортированные нерезиденту товары с нарушением сроков, установленных для текущих валютных операций. Сумма административного штрафа была выражена в величине, кратной 50 процентам от суммы незаконной валютной операции.

В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление, на основании материалов административного дела, а также приобщенных по удовлетворенному ходатайству резидента, привлеченного к административной ответственности, дополнения к жалобе на постановление с приложением документов было установлено, что резидент, привлеченный к административной ответственности, ранее к ответственности за нарушение валютного законодательства, предусмотренной ст. 15.25 КоАП РФ, не привлекался, просрочка поступления валютной выручки составила 10 - 13 дней, выручка поступила на счета резидента в уполномоченном банке в полном объеме. Кроме того, резидентом были представлены документы, подтверждающие ведение претензионной переписки с нерезидентом в целях ускорения осуществления расчетов по контрактам.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, Департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об удовлетворении требования резидента, привлеченного к административной ответственности, об изменении постановления регионального управления валютного контроля Минфина России в части снижения суммы штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, до минимального размера.

5. В случае осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации за поставленные товары в сроки, превышающие 90 дней с момента оплаты резидентом импортируемых товаров, не требуют получения резидентом разрешения (лицензии) Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент-импортер совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении установленной Инструкцией "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" от 04.10.2000, утвержденной Банком России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 (соответственно), обязанности ввоза товара либо возврата денежных средств, уплаченных за товар.

В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление, материалов административного дела было установлено, что валютой расчетов являлась валюта Российской Федерации.

В соответствии с пп. "г" п. 7 ст. 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 N 3615-1 (далее - Закон) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации являются валютными операциями. При этом в соответствии с п. 8 ст. 1 Закона данные валютные операции не подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, так как данное подразделение установлено для валютных операций, осуществляемых с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте.

В связи с тем, что оплата импортируемого товара проводилась в валюте Российской Федерации и такие валютные операции не могут быть отнесены к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществление которых требует получения разрешения (лицензии) Банка России, Департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

6. Наличие разрешения (лицензии) Банка России на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала, полученного во время проведения в отношении его региональным управлением валютного контроля административного расследования, по своевременно направленному запросу резидента на получение такого разрешения в Банк России является обстоятельством, исключающим производство по делу, предусмотренным ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.

Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент-импортер совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении установленной п. 2 Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" от 21.11.1995 N 1163 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 08.04.2003 N 410) (далее - Указ) обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации импортируемых товаров или возврату авансового платежа в течение 90 дней с даты оплаты товара. Суммы авансовых платежей были возвращены с превышением установленного п. 2 Указа срока. На момент проведения региональным управлением валютного контроля Минфина России административного расследования резидент не представил разрешения Банка России на осуществление отсрочки получения импортируемых товаров. При этом резидент представил документы, подтверждающие направление в территориальное учреждение Банка России заявления на получения разрешения на отсрочку получения импортируемых товаров. Обращение резидента в территориальное учреждение Банка России было сделано до момента, когда текущая валютная операция не трансформировалась в валютную операцию, связанную с движением капитала. В связи с тем, что сумма авансового платежа превышала сумму в 10 млн. долл., территориальное учреждение Банка России отказало в выдаче резиденту-импортеру разрешения на отсрочку получения импортируемых товаров, указав, что резидент должен обратиться в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России, что и было сделано резидентом-импортером. Региональное управление валютного контроля Минфина России не продлевало срок проведения административного расследования до момента получения разрешения на отсрочку получения импортируемых товаров или извещения резидента Банком России об отказе в выдаче такого разрешения.

В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление, материалов административного дела было установлено, что по результатам рассмотрения Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России обращения резидента-импортера за разрешением на отсрочку получения импортируемых товаров такое разрешение было получено.

Таким образом, в отношении своевременно обратившегося в Банк России за разрешением на отсрочку получения импортируемых товаров (под своевременностью следует понимать обращение резидента в Банк России до момента истечения установленного для текущей валютной операции срока, когда текущая валютная операция не трансформировалась в валютную операцию, связанную с движением капитала (п. 4 Письма Банка России "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования" (Вестник Банка России N 31, от 16.05.2001))) и получившего такое разрешение резидента административное производство должно быть было прекращено ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

7. При рассмотрении административного дела о привлечении резидента - юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.25, в связи с невыполнением требований п. 6.4 Положения Банка России "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" от 25.06.1997 N 62 необходимо исследовать действия должностных лиц привлекаемого к административной ответственности резидента - юридического лица, ответственных за подготовку и направление отчета в уполномоченный банк.

Согласно постановлению регионального управления валютного контроля Минфина России резидент - юридическое лицо совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившееся в просрочке предоставления в уполномоченный банк отчета, направление которого предусмотрено п. 6.4 Положения Банка России "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" от 25.06.1997 N 62 (далее - Положение Банка России N 62).

В ходе рассмотрения Департаментом валютного контроля Минфина России доводов жалобы резидента на постановление, материалов административного дела была установлена вина должностных лиц, ответственных за составление и отправку отчета в уполномоченный банк, в соответствии с п. 6.4 Положения Банка России N 62.

В связи с неисследованием региональным управлением валютного контроля Минфина России вышеизложенных обстоятельств, необходимых для всестороннего, правильного и объективного рассмотрения дела, Департаментом валютного контроля Минфина России было принято решение об отмене обжалуемого постановления и направлении дела на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, что не позволило всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.