Определение Верховного Суда РФ от 30.06.2005 N КАС05-272 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 27.04.2005 N ГКПИ05-119, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 июня 2005 года гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Баренцморепродукт" о признании недействующим распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 1994 г. N 819-р
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2005 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителя заявителя Каруковца Ю.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей Правительства Российской Федерации Ляпина В.М. и Злобина А.А., считавших решение суда законным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 1994 г. N 819-р (с последующими изменениями и дополнениями) установлены предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний для:
старшего командного состава - от 12 до 17 долларов США;
остального командного состава - от 11 до 14 долларов США;
рядового состава - от 8 до 10 долларов США.
Предусмотрено, что указанные выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы предприятий-судовладельцев.
Согласно пункту 2 этого распоряжения конкретный размер выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов устанавливается предприятием-судовладельцем в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения с учетом классификации и вида флота.
В соответствии с пунктом 3 установленные в пункте 1 настоящего распоряжения выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся за счет средств предприятий-судовладельцев.
ЗАО "Баренцморепродукт" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим названного распоряжения Правительства Российской Федерации, указывая на то, что в нарушение требований Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации установленная оспариваемым распоряжением дополнительная выплата в валюте членам экипажей судов заграничного плавания ставит их в более выгодное положение перед членами экипажей иных судов, выполняющих фактически аналогичный объем работ.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2005 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Баренцморепродукт" просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Оспариваемое распоряжение, устанавливающее предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота, принято Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции, основанной на положениях статей 6 и 149 Трудового кодекса РФ, и не противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Довод заявителя о дискриминационном характере этого распоряжения по отношению к членам экипажей судов внутреннего плавания обсужден судом первой инстанции и обоснованно отвергнут как не соответствующий действительности.
Согласно частям первой и третьей статьи 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Работа членов экипажей судов заграничного плавания выполняется вне пределов действия государственного суверенитета Российской Федерации, то есть в условиях, отклоняющихся от обычных, в которых работают члены экипажей судов внутреннего плавания, находящихся на территории своего государства.
Исходя из этого Правительство Российской Федерации при осуществлении правового регулирования трудовых отношений правомочно было установить различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям деятельности категориям, в том числе ввести особые правила оплаты при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.
Довод кассационной жалобы о неопределенности содержащейся в оспариваемом распоряжении правовой нормы, поскольку в нем отсутствует определение понятия "заграничное плавание", является несостоятельным. Неопределенности в толковании данного понятия не имеется, учитывая, что относящиеся к нему дефиниции четко определены в других нормативных правовых актах, в частности в Законе Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации".
Ссылки заявителя на противоречие оспариваемого распоряжения Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле", в частности его статье 9, не соответствует действительности. Правительство Российской Федерации, являясь в силу пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона органом валютного регулирования в Российской Федерации, полномочно устанавливать дополнительные выплаты в иностранной валюте работникам, выполняющим трудовую функцию за пределами Российской Федерации.
Суд, признав на основе приведенного в решении правового анализа, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции, не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены и истолкованы судом правильно, решение вынесено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Баренцморепродукт" - без удовлетворения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей