I. О тарифных решениях

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно ст. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам", федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, является Федеральная служба по тарифам.

Во исполнение норм Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 года N 853-э/4 (зарегистрировано Минюстом России 29 декабря 2005 года, регистрационный N 7336) (далее по тексту - Приказ) утверждены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

Приказом ФСТ России были приняты следующие тарифные решения:

Приложением 1 установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) регулированию подлежат организации коммунального комплекса, оказывающие услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Тарифы на электрическую и тепловую энергию регулируются Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Утвержденные Приказом предельные индексы роста тарифа относятся только к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, связанные с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, утилизацией твердых бытовых отходов.

Приложением 2 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2006 год и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанному исходя из тарифов, действовавших для указанных организаций по состоянию на 31.12.2005 с учетом ранее принятых решений ФСТ России от 07.09.2004 N 69-э/4 (в редакции от 02.08.2005 N 337-э/5) в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую региональными акционерными обществами энергетики и электрификации и организациями, образованными в процессе реформирования указанных обществ, а также решениями ФСТ России на 2006 год, связанными с согласованием решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на тепловую энергию, превышающих предельные уровни.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год осуществляется без учета требований, указанных в частях третьей и четвертой статьи 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Тарифы на тепловую энергию на 2006 год, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, принимаются уполномоченным на то органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации после принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, а также после начала очередного финансового 2006 года.

Указанные тарифы подлежат пересмотру и приведению в соответствие с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями, установленными Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 (зарегистрирован Минюстом России от 29.12.2005 N 7336), в срок не позднее одного календарного месяца - т.е. не позднее 10 февраля 2006 г.

Вместе с тем Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ не делает исключения для части 5 статьи 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Таким образом, при необходимости пересмотра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установленных тарифов в целях приведения их в соответствие с установленной ФСТ России максимальной величиной роста тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, это будет возможно лишь с одновременным внесением изменений и дополнений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый 2006 год.

Приложением 3 установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Предельно возможные индексы роста размера платы граждан за услуги организаций коммунального комплекса утверждены в среднем по субъектам Российской Федерации и относятся ко всем видам коммунальных услуг, а именно: водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), - в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Жилищным кодексом Российской Федерации. Предельно возможные индексы роста размера платы установлены в среднем по субъекту Российской Федерации. Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов.