Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности предназначены для оказания помощи разработчикам таких систем, а также органам государственной власти и организациям, участвующим в организации и анализе разработок указанных систем. Настоящие Методические рекомендации устанавливают основные методические принципы построения систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности (далее - отрасли), приоритеты разработки документов технического регулирования и формирования Программы разработки технических регламентов.

2. Целями разработки систем технического регулирования является обеспечение оптимального выполнения положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон), определяющих как обязательные, так и добровольные для выполнения требования.

3. Для целей настоящих Методических рекомендаций под системой технического регулирования в отрасли понимается упорядоченная определенным образом совокупность объектов технического регулирования, для каждого из которых определены набор обязательных и добровольных требований формы оценки соответствия этим требованиям, а также возможности их скоординированного использования в данной и смежных отраслях.

4. Обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах, при своей реализации по отношению к объектам технического регулирования (далее - ОТР) обеспечивают:

защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

5. Добровольные требования (относятся к сфере стандартизации) обеспечивают при своей реализации достижение следующих целей:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечение научно-технического прогресса;

повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции.

Добровольные требования реализуются в соответствии с принципами, изложенными в статье 12 Закона и Концепции развития национальной системы стандартизации <*>, основными из которых являются:

--------------------------------

<*> Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 266-р.

добровольное применение стандартов;

максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации, указанных в статье 11 Закона;

недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

6. При разработке систем технического регулирования рекомендуется учитывать цели, которые реализуются при выполнении обязательных и добровольных требований, и принципы их достижения.

7. При разработке систем технического регулирования рекомендуется также принимать во внимание следующие обстоятельства:

- общее количество ОТР и существующее в отрасли их деление по видам (типам), группам и т.п.;

- всю совокупность требований технического регулирования с учетом необходимости их актуализации и гармонизации, действующую в отрасли для групп ОТР;

- принцип определения общего достигнутого уровня защищенности в целом по отрасли, стране или любой совокупности оберегаемых объектов наименьшим из всех обеспечиваемых уровней безопасности по соответствующей совокупности ОТР;

- ограниченность единовременных финансовых и других возможностей и ресурсов;

- совокупность факторов, определяющих приоритет обновления существующих требований и разработки новых, т.е. очередность разработки соответствующих документов, в том числе:

- учет установленных приоритетов экономического, политического и социального развития;

- результаты оценки риска объектов технического регулирования;

- необходимость актуализации действующих требований безопасности;

- интересы национальной экономики;

- уровень развития материально-технической базы;

- уровень научно-технического развития;

- уровень гармонизации с международно признанными нормами и правилами;

- результаты мониторинга результатов ежегодной разработки документов в сфере технического регулирования.

8. При разработке систем технического регулирования учитываются:

- положения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

- нормы иных действующих федеральных законов, касающихся данных объектов технического регулирования;

- международные обязательства Российской Федерации;

- документы международных организаций, членами которых является Россия;

- установившаяся международная практика обеспечения безопасности данных объектов технического регулирования.