Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.

Развитие системы добровольного пенсионного обеспечения

Развитие системы добровольного пенсионного обеспечения должно идти как по пути создания новых механизмов пенсионного обеспечения, так и по пути совершенствования действующих механизмов.

Основным законодательно определенным механизмом добровольного пенсионного обеспечения в Российской Федерации является негосударственный пенсионный фонд. Между тем в развитых странах функционируют пенсионные схемы с участием негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, кредитных организаций либо непосредственно работодателей. Внедрение новых механизмов пенсионного обеспечения в Российской Федерации будет стимулировать их конкуренцию, что приведет к снижению издержек и повышению эффективности пенсионного обеспечения.

Необходимо стимулировать развитие схем частного пенсионного обеспечения, в том числе корпоративных, решая при этом вопросы, связанные с налогообложением и финансовой устойчивостью таких схем, соблюдением прав бенефициаров при банкротстве организаций-работодателей, обеспечением сохранности накоплений при выборе физическим лицом другой пенсионной схемы и прозрачности пенсионных схем, а также с установлением единых требований в отношении инвестирования пенсионных резервов и контроля за их инвестированием.

Вторым направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения должно стать совершенствование регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Относительно низкий уровень развития отрасли добровольного пенсионного обеспечения в значительной степени обусловлен отсутствием требований к стандартизации пенсионных схем, а также недостаточной информационной прозрачностью негосударственных пенсионных фондов.

Необходимо установить унифицированные требования к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие доступность данных схем для понимания потребителями.

Представляется необходимым законодательно обеспечить раскрытие информации как о структуре вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. Отсутствие такого регулирования зачастую используется сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями.