Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год.

V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2007 году

V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию

банковской системы и банковского надзора в 2007 году

Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее - Стратегия), благоприятные макроэкономические условия будут способствовать дальнейшему устойчивому росту банковского сектора. В 2007 году будет расширяться взаимодействие банковского сектора с реальной экономикой, более заметной станет его роль в реализации приоритетных национальных проектов.

Банки сохранят доминирующее положение в системе финансового посредничества и останутся в числе привлекательных объектов для инвестирования. Росту эффективности и инвестиционной привлекательности российского банковского сектора будет способствовать повышение доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков в условиях развития банковской деятельности и устойчивого функционирования системы страхования вкладов.

Одновременно будет нарастать конкуренция на рынке банковских услуг, в том числе в связи с повышением активности банков с иностранным капиталом, а также в результате развития трансграничного банковского обслуживания. Завершение либерализации валютного законодательства приведет к расширению предложения услуг иностранными банками. В этих условиях особое значение приобретает повышение конкурентоспособности отечественных банков, уровня их финансовой устойчивости, способности предоставлять высококачественные современные банковские услуги.

Финансово слабые, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации будут выбывать с рынка банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского банковского сектора. Несколько возрастет в капитале и активах банковского сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления новых банков, контролируемых нерезидентами.

Исходя из Стратегии в 2007 году Банк России продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского надзора по ряду направлений. Одним из таких направлений будет участие в совершенствовании действующего банковского законодательства. Будет продолжена подготовка нормативных актов Банка России, ориентированных на действующее российское законодательство и международную практику банковского регулирования и банковского надзора. Учитывая, что динамичное развитие банковского сектора сопровождается накоплением рисков, будет уделяться дополнительное внимание вопросам качества систем управления рисками и внутреннего контроля, корпоративного управления, учета и отчетности. Будут предприняты дальнейшие шаги по развитию содержательного, риск-ориентированного надзора, внедрению в российскую практику рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), прежде всего Основополагающих принципов эффективного банковского надзора. Будут также осуществляться мероприятия по подготовке к реализации подходов, предусмотренных документом БКБН "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (далее - Базель II).

В 2007 году в целях укрепления финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора экономики должное внимание Банком России будет уделено проблеме капитализации кредитных организаций при сохранении приоритетного значения качества капитала. В том числе в 2007 году предстоит продолжить работу по созданию надлежащего нормативно-правового обеспечения роста капитала кредитных организаций банковского сектора, повышению качества управления в кредитных организациях по ряду направлений, включая:

- выравнивание условий доступа российского и иностранного капитала в российский банковский сектор и конкурентных условий деятельности российских и иностранных банков;

- упрощение процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования;

- расширение возможностей кредитных организаций по открытию внутренних структурных подразделений;

- совершенствование процедуры регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности в целях устранения факторов, сдерживающих развитие банковской инфраструктуры;

- совершенствование регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций;

- конкретизацию квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к руководству и учредителям (участникам) кредитных организаций;

- уточнение подходов к включению в расчет основного и дополнительного капитала банка признанных международной практикой субординированных финансовых инструментов.

Приоритетным направлением в области дистанционного надзора выступает развитие содержательного компонента надзора, дальнейшее приближение техники и режимов к международной практике, развитие риск-ориентированного надзора за всеми существенными видами банковских рисков на соло- и консолидированной основе, включая как традиционные финансовые (кредитные, рыночные, процентные, ликвидности), так и нефинансовые риски (операционный, правовой, репутационный).

В этих целях предстоит осуществить следующие мероприятия:

- внедрение в надзорную практику новых подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, предусматривающих комплексный подход, отработанный в рамках формирования системы страхования вкладов;

- внедрение режимов банковского надзора, базирующихся на оценках финансовой устойчивости кредитных организаций;

- подготовка изменений в законодательство и внесение в нормативные документы изменений, направленных на внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках Базеля II;

- совершенствование подходов к порядку формирования резервов на возможные потери, в частности уточнение методики формирования резервов по портфелю однородных ссуд исходя из приоритета содержания над формой, либерализации требований к оценке качества ссуд, предоставленных микрофинансовым организациям и использованных ими на выдачу ссуд субъектам малого бизнеса и физическим лицам;

- совершенствование подходов к регулированию и надзору за риском ликвидности и методики расчета соответствующих нормативов;

- совершенствование подходов к оценке рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера с группой экономически связанных между собой заемщиков и заемщиков, связанных с самой кредитной организацией;

- совершенствование подходов к оценке качества управления процентным риском в кредитных организациях, включая вопросы организации системы управления процентным риском в кредитных организациях в отношении как торгового, так и банковского (неторгового) портфелей финансовых инструментов, чувствительных к изменению процентных ставок;

- совершенствование консолидированной отчетности и анализа рисков банковских групп и банковских холдингов на консолидированной основе;

- совершенствование подходов к оценке качества корпоративного управления в кредитных организациях, управления всеми существующими банковскими рисками с учетом повышения уровня автоматизации банковской деятельности, развития информационных аналитических систем и технологий банковского обслуживания;

- обеспечение дальнейшего совершенствования системы раннего предупреждения возможных проблем кредитных организаций, банковских групп (банковских холдингов) и системы в целом;

- совершенствование методики и инструментария мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора, в том числе проведение работы по расчету и анализу рекомендованных МВФ показателей финансовой устойчивости банковского сектора;

- совершенствование раскрытия информации о состоянии и динамике развития банковского сектора, включая совершенствование системы макропруденциальных показателей его финансовой устойчивости, публикуемых Банком России, публикацию ежемесячного "Обзора банковского сектора Российской Федерации", издание "Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора" за 2006 год.

Банком России будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в части повышения требований по раскрытию информации при осуществлении кредитными организациями потребительского кредитования и мониторинга риска потребительского кредитования.

В ходе инспекционных проверок основное внимание будет уделяться вопросам:

- оценки финансового состояния кредитной организации с элементами прогнозирования ее способности сохранять финансовую устойчивость на перспективу;

- определения и оценки рисков на возможно более ранних стадиях их возникновения;

- качества систем управления в банке, включая системы внутреннего контроля и управления рисками (оценка их адекватности характеру, масштабам и условиям деятельности банка);

- соблюдения кредитными организациями (их филиалами) требований Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- соблюдения банками - участниками системы страхования вкладов критериев и требований, которые применялись при их вступлении в систему;

- качества управления филиалами со стороны головного банка;

- оценки достоверности учета (отчетности) кредитных организаций.

Банком России будут предприняты меры по дальнейшему совершенствованию механизмов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе будет усилена ориентация на оценку эффективности функционирующих в кредитных организациях систем внутреннего контроля.