Документ не применяется. Подробнее см. Справку

"Изменение N 2 в Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66)

Утверждено

Приказом ГУГПС МВД России

от 08.11.2000 N 66

Согласовано

с Госстроем России

(письмо от 11.09.2000 N 9-18/419)

и Госгортехнадзором России

(письмо от 29.11.2000 N 03-35/406)

ИЗМЕНЕНИЕ N 2

В НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НПБ 111-98* "АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ

СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

1. В конце пункта 1* добавить предложение: "Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов".

2. Пункт 2* изложить в следующей редакции:

"В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан - бутан) и сжатый природный газ.

Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система <*> которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

--------------------------------

<*> Термины и определения приведены в обязательном приложении 1.

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом".

3. Первый абзац п. 5* изложить в следующей редакции: "Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС - приложением 3, многотопливным АЗС - разделами I, II, III и IV приложения 6, к автомобильным газозаправочным станциям - разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС или разделом V приложения 6 как для АГЗС с одностенными резервуарами, к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям - разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС".

4. Второй абзац п. 10* изложить в следующей редакции: "от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются".

5. Первое предложение п. 11 изложить в следующей редакции: "АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:".

В последнем абзаце п. 11 после слова "хранения" добавить - "жидкого моторного".

6. Пункт 12* изложить в следующей редакции:

"Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

┌───┬───────────────────────────────┬──────────┬─────────────────┐

│ N │ Наименование объектов, │Расстояние│Расстояние от АЗС│

│п/п│ до которых определяется │от АЗС с │ с надземными │

│ │ расстояние │подземными│ резервуарами, м │

│ │ │резервуа- ├────────┬────────┤

│ │ │рами, м │ тип А │ тип Б │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┴────────┤

│1 │Производственные, складские и │ 15 │ 25 │

│ │административно - бытовые зда- │ │ │

│ │ния и сооружения промышленных │ │ │

│ │предприятий (за исключением │ │ │

│ │указанных в строке 10) │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┬────────┤

│2 │Лесные массивы: │ │ │ │

│ │ хвойных и смешанных пород │ 25 │ 40 │ 30 │

│ │ лиственных пород │ 10 │ 15 │ 12 │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┼────────┤

│3 │Жилые и общественные здания │ 25 │ 50 │ 40 │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┴────────┤

│4 │Места массового пребывания │ 25 │ 50 │

│ │людей │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┬────────┤

│5 │Индивидуальные гаражи и откры- │ 18 │ 30 │ 20 │

│ │тые стоянки для автомобилей │ │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┴────────┤

│6 │Торговые киоски │ 20 │ 25 │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┬────────┤

│7 │Автомобильные дороги общей │ │ │ │

│ │сети (край проезжей части): │ │ │ │

│ │ I, II и III категории │ 12 │ 20 │ 15 │

│ │ IV и V категории │ 9 │ 12 │ 9 │

│ │Маршруты электрифицированного │ 15 │ 20 │ 20 │

│ │городского транспорта (до │ │ │ │

│ │контактной сети) │ │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┴────────┤

│8 │Железные дороги общей сети (до │ 25 │ 30 │

│ │подошвы насыпи или бровки │ │ │

│ │выемки) │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┼────────┬────────┤

│9 │Очистные канализационные соору-│ 15 │ 30 │ 25 │

│ │жения и насосные станции, не │ │ │ │

│ │относящиеся к АЗС │ │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┴────────┴────────┤

│10 │Технологические установки │ 100 │

│ │категорий Ан, Бн, Гн, здания и │ │

│ │сооружения с наличием радиоак- │ │

│ │тивных и вредных веществ │ │

│ │1 и 2 классов опасности по │ │

│ │ГОСТ 12.1.007 │ │

├───┼───────────────────────────────┼────────────────────────────┤

│11 │Линии электропередач, электро- │ По ПУЭ │

│ │подстанции (в том числе транс- │ │

│ │форматорные подстанции) │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────┬────────┬────────┤

│12 │Склады: лесных материалов, тор-│ 20 │ 40 │ 30 │

│ │фа, волокнистых горючих ве- │ │ │ │

│ │ществ, сена, соломы, а также │ │ │ │

│ │участки открытого залегания │ │ │ │

│ │торфа │ │ │ │

└───┴───────────────────────────────┴──────────┴────────┴────────┘

Примечания: 1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.

2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11).

3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м".

7. Пункт 13* изложить в следующей редакции:

"Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

┌───┬──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐

│ N │ Наименование │ Минимальное расстояние между соответствующими │

│п/п│ зданий и │ зданиями и сооружениями в порядке их записи в │

│ │ сооружений │ графе "Наименование...", м │

│ │ АЗС ├────┬─────┬─────┬────┬───┬─────┬─────┬─────┬────┬───┤

│ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │10 │

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│1 │Подземные резер- │ -- │ 4 │ -- │ 3/9│ 9 │ 9/15│ 15 │ -- │ 6 │ 9│

│ │вуары для хранения│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │топлива │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│2 │Топливораздаточные│ 4 │ -- │ -- │ 6/9│ 9 │12/15│ 15 │ 4 │ 9 │ 9│

│ │колонки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│3 │Площадка, для АЦ │ -- │ -- │ -- │ 6/9│ 9 │12/15│ 15 │ -- │ 9 │ 12│

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│ │Здания для персо- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │нала АЗС и сервис-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ного обслуживания │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │транспортных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │средств: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│4 │I, II и III степе-│ 3/9│ 6/9│ 6/9│ 6 │ 9 │ 9 │ 9 │ 3/9│--/9│ 6│

│ │ни огнестойкости │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │класса С0 или С1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│5 │IV степени огне- │ 9 │ 9 │ 9 │ 9 │12 │ 9 │ 12 │ 6/9│ 6/9│ 9│

│ │стойкости класса │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │С0 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│ │Здания сервисного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │обслуживания води-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │телей и пассажи- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ров: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│6 │I, II и III степе-│9/15│12/15│12/15│ 9 │ 9 │ 6 │ 9 │ 9/15│--/9│ 9│

│ │ни огнестойкости │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │класса С0 или С1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│7 │IV степени огне- │ 15 │ 15 │ 15 │ 9 │12 │ 9 │ 12 │12/15│ 6/9│ 12│

│ │стойкости класса │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │С0 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│8 │Очистные сооруже- │ -- │ 4 │ -- │ 3/9│6/9│ 9/15│12/15│ -- │ 6 │ 9│

│ │ния для атмосфер- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ных осадков, заг- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │рязненных нефте- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │продуктами │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│9 │Площадка для │ 6 │ 9 │ 9 │--/9│6/9│ --/9│ 6/9│ 6 │ 12 │ 6│

│ │стоянки транспорт-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ных средств │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼──────────────────┼────┼─────┼─────┼────┼───┼─────┼─────┼─────┼────┼───┤

│10 │Котельная на ди- │ 9 │ 9 │ 12 │ 6 │ 9 │ 9 │ 12 │ 9 │ 6 │ --│

│ │зельном топливе │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

└───┴──────────────────┴────┴─────┴─────┴────┴───┴─────┴─────┴─────┴────┴───┘

Примечания: 1. Расстояния указаны: в числителе - до стен зданий, в знаменателе - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные "--", не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.

2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.

3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30%.

4. Расстояния не нормируются:

а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;

б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.

5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 ед. транспортных средств. В строке 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%.

6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ".

8. В первом предложении п. 14* после слова "АЗС" добавить - "жидкого моторного топлива".

9. Пункт 20* изложить в следующей редакции:

"На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.

Помимо указанных на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, многотопливных АЗС, АГНКС или АГЗС, отвечающих требованиям разделов I, II, III и IV приложения 6, допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.

На территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и АГЗС с одностенными резервуарами (раздел V приложения 6) размещение котельной не допускается.

Магазин сопутствующих товаров, размещаемый на территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива или АГЗС с одностенными резервуарами, не должен иметь торгового зала".

10. Пункт 21* изложить в следующей редакции:

"На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий "А", "Б" (за исключением помещений для оборудования со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС) и "Г" (за исключением котельной).

В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли (например, окраска и т.п.)".

11. Пункт 22* изложить в следующей редакции:

"Здания и сооружения <*>, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1 или IV степени огнестойкости класса С0 и, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 кв. м, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

--------------------------------

<*> Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.

При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 град. C. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.

Допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 град. C. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии".

12. В п. 25 после слова "средств" добавить: "(за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе)".

13. Пункт 29 изложить в следующей редакции:

"В случае, если выход из помещений зданий АЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону".

14. Второй абзац п. 30* изложить в следующей редакции: "Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и СУГ не допускается".

15. Пункт 32 изложить в следующей редакции:

"Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС, ТРК традиционных и модульных АЗС, а также раздаточные колонки АГЗС и АГНКС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т.п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается".

16. В первом предложении п. 35* после слова "АЦ" добавить: "с жидким моторным топливом".

17. Заголовок IV раздела изложить в следующей редакции:

"Общие требования к технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива".

18. Пункт 94 изложить в следующей редакции:

"Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС должна составлять не менее 100 куб. м, которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.

Расход воды на наружное пожаротушение АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов).

Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется по СНиП 2.04.02-84* (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС - как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств - как для производственных зданий). Общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов) следует принимать не менее 15 л/с".

19. Пункт 95 изложить в следующей редакции:

"Наружное противопожарное водоснабжение АГНКС или АЗС жидкого моторного топлива, размещенных вне населенных пунктов, допускается не предусматривать в следующих случаях:

на АЗС жидкого моторного топлива, если применяются только двустенные надземные резервуары общей вместимостью не более 40 куб. м или подземные резервуары;

на АГНКС или АЗС на жидком моторном топливе, если отсутствуют помещения сервисного обслуживания.

На таких АЗС необходимо предусматривать дополнительные стационарные или передвижные огнетушители. Тип дополнительных огнетушителей и их количество определяются по согласованию с территориальными подразделениями ГПС".

20. Пункт 96 изложить в следующей редакции:

"Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.

Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 кв. м (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнивать к складским помещениям.

В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания".

21. В приложение 1* "Термины и определения" добавить следующее определение: "АГЗС с одностенными резервуарами - АГЗС, технологическая система которой не отвечает требованиям пп. 20.2 и 20.3 приложения 6 настоящих норм".

"Аварийный расход газа по трубопроводу - расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы".

"Безопасное перекрытие утечки топлива - перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от НКПР".

22. Заголовок приложения 2 изложить в следующей редакции: "Требования к топливозаправочному пункту жидкого моторного топлива".

23. Пункт 1 приложения 2 изложить в следующей редакции:

"Минимальные расстояния от технологического оборудования и сооружений топливозаправочного пункта жидкого моторного топлива до зданий, сооружений и наружных установок предприятия, на котором он размещается, следует принимать в соответствии с таблицей.

┌───┬──────────────────────────────┬────────┬───────┬──────┬─────┐

│ N │ Наименование зданий, │Подзем- │Надзем-│Топли-│Пло- │

│п/п│ сооружений и наружных │ные ре- │ные ре-│вораз-│щадка│

│ │ установок │зервуары│зервуа-│даточ-│для │

│ │ │для топ-│ры для │ные │АЦ │

│ │ │лива и │топлива│колон-│ │

│ │ │очистные│ │ки │ │

│ │ │сооруже-│ │ │ │

│ │ │ния │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤

│1 │Производственные здания и по- │ 30 │ 30 │ 30 │ 30 │

│ │мещения категорий А, Б, Г; │ │ │ │ │

│ │наружные установки категорий │ │ │ │ │

│ │Ан, Бн, Вн, Гн; площадки хра- │ │ │ │ │

│ │нения транспортных средств для│ │ │ │ │

│ │перевозки опасных грузов клас-│ │ │ │ │

│ │сов 2 - 4, 8 и подкласса 9.1 │ │ │ │ │

│ │по ГОСТ 19433 │ │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤

│2 │Производственные здания кате- │ │ │ │ │

│ │горий В и Д, помещения катего-│ │ │ │ │

│ │рий В1 - В4 и Д, наружные ус- │ │ │ │ │

│ │тановки категории Дн: │ │ │ │ │

│ │ здания I, II степени огне- │ 6 │ 12 │ 6 │ 9 │

│ │стойкости классов С0 и С1 и │ │ │ │ │

│ │III степени огнестойкости │ │ │ │ │

│ │класса С0 │ │ │ │ │

│ │ здания III степени огне- │ 9 │ 16 │ 9 │ 12 │

│ │стойкости класса С1 и IV сте- │ │ │ │ │

│ │пени огнестойкости класса С0 │ │ │ │ │

│ │ здания IV, V степени огне- │ 12 │ 20 │ 12 │ 18 │

│ │стойкости и наружные установки│ │ │ │ │

│ │категории Дн │ │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤

│3 │Административные и бытовые │ 18 │ 25 │ 18 │ 25 │

│ │здания │ │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤

│4 │Открытые площадки и навесы для│ 6 │ 12 │ 6 │ 9 │

│ │хранения транспортных средств │ │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤

│5 │До оси внутренних железнодо- │ 10 │ 15 │ 10 │ 15 │

│ │рожных путей предприятия │ │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤

│6 │До края проезжей части автомо-│ 5 │ 9 │ 5 │ 9 │

│ │бильных дорог предприятия │ │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────┼────────┼───────┼──────┼─────┤

│7 │Здания и сооружения с наличием│ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │

│ │радиоактивных и вредных ве- │ │ │ │ │

│ │ществ I и II классов опасности│ │ │ │ │

│ │по ГОСТ 12.1.007-76*; │ │ │ │ │

│ │площадки хранения транспортных│ │ │ │ │

│ │средств для перевозки опасных │ │ │ │ │

│ │грузов классов 1, 5 - 7 и под-│ │ │ │ │

│ │класса 9.2 по ГОСТ 19433 │ │ │ │ │

└───┴──────────────────────────────┴────────┴───────┴──────┴─────┘

Примечания: 1. Расстояния до зданий, указанные в строке 2, не нормируются, а расстояния, указанные в строке 3, допускается уменьшать на 50%, если стена здания, обращенная в сторону топливозаправочного пункта, является противопожарной и не имеет проемов.

2. В таблице приведены расстояния до очистных сооружений, относящихся к топливозаправочному пункту и отвечающих требованиям настоящих норм. Расстояния до очистных сооружений предприятия определяются в зависимости от их категории.

3. Расстояния, указанные в строке 4, приведены до площадок хранения легкового и мототранспорта в количестве не более 10 ед. При увеличении этого количества до 50 ед. указанные расстояния должны быть увеличены на 30%, а свыше 50 ед. - на 60%. При организации стоянок для других транспортных средств расстояния следует увеличивать на 50%.

4. При размещении в зданиях категорий В и Д, не относящихся к топливозаправочному пункту, помещений категорий А, Б, Г расстояния до стен (перегородок) этих помещений должны приниматься не менее 30 м".

24. Заголовок приложения 4 изложить в следующей редакции: "Требования к АЗС жидкого моторного топлива, на которых предусматривается применение одностенных надземных резервуаров".

25. В позиции 6 таблицы п. 3* приложения 4 вместо слов "Торговые палатки и киоски" записать "Торговые киоски".

26. Пункт 1 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"На многотопливных АЗС не допускается размещение:

передвижных АЗС для заправки любым видом топлива;

пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств;

газораспределительного пункта".

27. Пункт 2 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Допускается использование передвижных газозаправочных (СУГ) и газонаполнительных (сжатый природный газ) станций при условии размещения их в безопасных местах и эксплуатации по инструкции, согласованных с территориальными подразделениями ГПС с учетом требований, предъявляемых настоящими нормами к АГЗС с надземными одностенными резервуарами (для газозаправочных станций) и АГНКС (для газонаполнительных станций)".

28. Первое предложение п. 4 приложения 6 изложить в следующей редакции: "Минимальные расстояния от многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) до объектов, к ним не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей П.6.1".

В позиции 6 таблицы П.6.1 приложения 6 вместо слов "Торговые палатки и киоски" записать "Торговые киоски".

29. Таблицу П.6.3 приложения 6 изложить в следующей редакции.

Таблица П.6.3

┌───┬─────────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┬─────┐

│ N │Наименование зданий, │Расстояние,│Расстояние,│Расстояние,│Рас- │

│п/п│сооружений и наружных│м, до зда- │м, до на- │м, до зап- │стоя-│

│ │установок автотранс- │ний с обо- │ружных ус- │равочной │ние, │

│ │портного предприятия │рудованием │тановок │колонки │м, до│

│ │ │технологи- │технологи- │с наличием │пло- │

│ │ │ческой │ческой │ │щадки│

│ │ │системы АЗС│системы АЗС│ │для │

│ │ │с наличием │с наличием │ │АЦ │

│ │ ├───┬───────┼───┬───────┼───┬───────┤с СУГ│

│ │ │СУГ│сжатого│СУГ│сжатого│СУГ│сжатого│ │

│ │ │ │ газа │ │ газа │ │ газа │ │

├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤

│ 1 │Производственные зда-│ 40│ 30 │ 40│ 30 │ 40│ 30 │ 40 │

│ │ния и помещения кате-│ │ │ │ │ │ │ │

│ │горий А, Б и Г. На- │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ружные установки ка- │ │ │ │ │ │ │ │

│ │тегорий Ан, Бн, Вн, │ │ │ │ │ │ │ │

│ │Гн; площадки для хра-│ │ │ │ │ │ │ │

│ │нения транспортных │ │ │ │ │ │ │ │

│ │средств, предназна- │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ченных для перевозки │ │ │ │ │ │ │ │

│ │опасных грузов клас- │ │ │ │ │ │ │ │

│ │сов 2 - 4, 8 и под- │ │ │ │ │ │ │ │

│ │класса 9.1 по │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ГОСТ 19433 │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤

│ 2 │Производственные зда-│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ния категорий В и Д, │ │ │ │ │ │ │ │

│ │помещения категорий │ │ │ │ │ │ │ │

│ │В1 - В4 и Д, наружные│ │ │ │ │ │ │ │

│ │установки категории │ │ │ │ │ │ │ │

│ │Дн: │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ здания I, II степе-│ 25│ 10 │ 25│ 15 │ 25│ 15 │ 25 │

│ │ни огнестойкости │ │ │ │ │ │ │ │

│ │классов С0 и С1 и III│ │ │ │ │ │ │ │

│ │степени огнестойкости│ │ │ │ │ │ │ │

│ │класса С0 │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤

│ │ здания III степени │ 30│ 15 │ 30│ 20 │ 30│ 20 │ 30 │

│ │огнестойкости класса │ │ │ │ │ │ │ │

│ │С1 и IV степени огне-│ │ │ │ │ │ │ │

│ │стойкости класса С0 │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤

│ │ здания IV, V степе-│ 35│ 20 │ 35│ 25 │ 35│ 25 │ 35 │

│ │ни огнестойкости и │ │ │ │ │ │ │ │

│ │наружные установки │ │ │ │ │ │ │ │

│ │категории Дн │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤

│ 3 │Административные и │ 35│ 20 │ 35│ 25 │ 35│ 25 │ 35 │

│ │бытовые здания │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤

│ 4 │Открытые площадки и │ 20│ 10 │ 20│ 15 │ 20│ 15 │ 20 │

│ │навесы для хранения │ │ │ │ │ │ │ │

│ │транспортных средств │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤

│ 5 │До края проезжей час-│ 15│ 10 │ 20│ 15 │ 15│ 10 │ 20 │

│ │ти автомобильных │ │ │ │ │ │ │ │

│ │дорог предприятия │ │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼───┼───────┼───┼───────┼───┼───────┼─────┤

│ 6 │Площадки для хранения│ │ │ │ │ │ │ │

│ │транспортных средств,│ │ │ │ 100 │ │ │ │

│ │предназначенных для │ │ │ │ │ │ │ │

│ │перевозки опасных │ │ │ │ │ │ │ │

│ │грузов классов 1, │ │ │ │ │ │ │ │

│ │5 - 7 и подкласса │ │ │ │ │ │ │ │

│ │9.2 по ГОСТ 19433 │ │ │ │ │ │ │ │

└───┴─────────────────────┴───┴───────┴───┴───────┴───┴───────┴─────┘

Примечание. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм".

30. Пункт 8 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа. Указанные котельные должны размещаться в отдельно стоящих зданиях с учетом требований п. 22* настоящих норм".

31. Первый абзац п. 11 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Сбросная труба паров СУГ должна иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств. При этом для аварийного сброса паров СУГ допускается использовать устройства, регламентированные ПУ и БЭФ-91".

32. Первое предложение п. 12 приложения 6 исключить.

33. Второй абзац п. 13 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м. Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС".

34. Пункт 14 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Площадка для автоцистерны с СУГ должна быть оснащена таким образом, чтобы ограничить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Указанное оснащение площадки для АЦ с СУГ допускается осуществлять следующим образом:

оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ;

поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров;

оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей".

35. В п. 17 приложения 6 после слова "АЗС" добавить "и АГНКС".

36. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:

"При наполнении одного из резервуаров топливом (за исключением сосудов сжатого природного газа) должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара, и всех раздаточных колонок АЗС".

37. Первый абзац п. 19.9 изложить в следующей редакции:

"Запорная трубопроводная арматура с ручным и дистанционным приводом (включая электромагнитный), применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается сжатый природный газ и СУГ, должна соответствовать классу В герметичности затворов по ГОСТ 9544".

38. Пункт 19.11 изложить в следующей редакции:

"Конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором находятся сжатый природный газ, СУГ и его пары, без его демонтажа, так и межстенных пространств оборудования для СУГ. При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЗС) и автоматическое (при срабатывании пожарных извещателей или сигнализаторов довзрывоопасных концентраций) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных с обеих сторон надземных или расположенных в помещениях трубопроводов и оборудования от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы".

39. Пункт 20.1 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.

К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, засыпаемые грунтом на высоту не менее 0,5 м выше их верхней образующей и ширину, обеспечивающую предотвращение разрушения насыпи в условиях эксплуатации, или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить предотвращение образования пустот между резервуаром (трубопроводом) и защищающим его материалом в течение времени эксплуатации резервуара (трубопровода).

На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 куб. м, а единичная - 10 куб. м.

Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящими нормами расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АЗС".

40. Пункт 20.2 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Технологическая система должна обеспечивать возможность

безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из

резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду, предотвращающего

выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией

указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела

-6

распространения пламени с вероятностью выше 10 в год.

Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Резервуары для хранения СУГ и их оснастка (патрубки, штуцеры, фланцы, заглушки и т.п.), имеющая сварные соединения, а также все разъемные соединения до первой запорной арматуры, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из резервуаров, должны быть двустенными. Они должны быть оснащены системами постоянного контроля герметичности их межстенного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое отключение компрессорного оборудования, прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС".

41. Пункт 20.3 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Трубопроводы СУГ и его паров, проходящие в зоне возможного

присутствия водителей и пассажиров, должны быть размещены

подземно. Технологическая система должна обеспечивать возможность

безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из

указанных трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход

за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией

указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела

-6

распространения пламени с вероятностью выше 10 в год.

Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Помимо патрубков, указанных в п. 20.2, трубопроводы СУГ и его паров, проходящие по территории АЗС, на которой проектом допускается присутствие водителей и пассажиров, должны быть выполнены двустенными по всей длине (включая разъемные соединения) и оснащены системами постоянного контроля герметичности их межтрубного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации, автоматическое прекращение подачи СУГ и его паров в разгерметизированный участок трубопровода с одновременным его перекрытием, операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования".

42. Пункт 20.5 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Резервуары для хранения СУГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема)".

43. Пункт 20.6 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Ввод трубопроводов, штуцеров, патрубков, люков и т.п. в резервуары для хранения СУГ рекомендуется осуществлять в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения".

44. Пункт 20.8 приложения 6 изложить в следующей редакции:

"Наполнение резервуаров СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Эти резервуары должны быть оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ.

Допускается предусматривать подачу СУГ на раздаточные колонки АГЗС общего пользования из резервуаров газонаполнительных станций или пунктов при условии:

отсутствия резервуаров СУГ на территории АГЗС;

обеспечения дистанционного (из операторной АГЗС) перекрытия трубопровода подачи СУГ, осуществляемого на территории газонаполнительной станции или пункта;

блокировки подачи СУГ на раздаточные колонки АГЗС при наполнении резервуара, из которого осуществляется указанная подача.

Минимальные расстояния от раздаточных колонок до зданий и сооружений газонаполнительной станции или пункта, с которого осуществляется подача СУГ на раздаточные колонки АГЗС, следует определять в соответствии с таблицей П.6.1 настоящих норм. При этом расстояния от раздаточных колонок АГЗС до подземных резервуаров газонаполнительной станции или пункта допускается уменьшать, но не более чем на 50%".

45. В приложение 6 добавить п. 20.11 следующего содержания: "На трубопроводах ТС для паровой и жидкой фазы СУГ в непосредственной близости от места их соединения с рукавами АЦ и заправочными устройствами транспортных средств следует предусматривать специальные устройства, обеспечивающие предотвращение поступления газа из трубопроводов ТС в атмосферу при нарушении герметичности указанных рукавов и заправочных устройств".

46. Во втором абзаце п. 22 приложения 6 после слов "должны быть оснащены" исключить слово "кольцевым".

47. Пункт 24 приложения 6 изложить в следующей редакции: "Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара следует предусматривать устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. Системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной.

Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара".

48. Пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания: "Расчетное время подачи воды на охлаждение следует принимать не менее 60 мин.".

49. Пункт 28 приложения 6 исключить.

50. Дополнить приложение 6 разделом "V. Требования к АГЗС с одностенными резервуарами" следующего содержания:

"28. На АГЗС с одностенными резервуарами не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала.

29. Здания АГЗС с одностенными резервуарами должны быть I или II степени огнестойкости класса С0 или С1.

30. Применение надземных одностенных резервуаров для хранения СУГ допускается только на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов и предприятий.

31. Минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, принимаются по таблице П.6.4.

Таблица П.6.4

┌───┬───────────────────────────┬────────────────────────────────┐

│ N │ Наименование объектов, до │Расстояние, м, от зданий, соору-│

│п/п│ которых определяется │жений и оборудования технологи- │

│ │ расстояние │ческих систем АГЗС │

│ │ ├───────────────┬────────────────┤

│ │ │ с подземными │ с надземными │

│ │ │ резервуарами │ резервуарами │

│ │ │ с СУГ │ с СУГ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│1 │Производственные, складские│ 80 │ 100 │

│ │и административно - бытовые│ │ │

│ │здания и сооружения промыш-│ │ │

│ │ленных предприятий (за │ │ │

│ │исключением указанных в │ │ │

│ │строке 10) │ │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│2 │Лесные массивы: │ │ │

│ │ хвойных и смешанных пород│ 60 │ 100 │

│ │ лиственных пород │ 40 │ 60 │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│3 │Жилые и общественные здания│ 100 │ 300 │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│4 │Места массового пребывания │ 100 │ 300 │

│ │людей │ │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│5 │Индивидуальные гаражи и от-│ 50 │ 100 │

│ │крытые стоянки для автомо- │ │ │

│ │билей │ │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│6 │Торговые киоски │ 60 │ 100 │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│7 │Автомобильные дороги общей │ │ │

│ │сети (край проезжей части):│ │ │

│ │ I, II и III категории │ 50 │ 100 │

│ │ IV и V категории │ 30 │ 60 │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│ │Маршруты электрифицирован- │ 50 │ 100 │

│ │ного городского транспорта │ │ │

│ │(до контактной сети) │ │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│8 │Железные дороги общей сети │ 80 │ 100 │

│ │(до подошвы насыпи или │ │ │

│ │бровки выемки) │ │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│9 │Очистные канализационные │ 100 │ 100 │

│ │сооружения и насосные стан-│ │ │

│ │ции, не относящиеся к АЗС │ │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

│10 │Технологические установки │ 100 │ 100 │

│ │категорий Ан, Бн, Гн, зда- │ │ │

│ │ния и сооружения с наличием│ │ │

│ │радиоактивных и вредных ве-│ │ │

│ │ществ 1 и 2 классов опас- │ │ │

│ │ности по ГОСТ 12.1.007-76* │ │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┴────────────────┤

│11 │Линии электропередач, элек-│ │

│ │троподстанции (в том числе │ По ПУЭ │

│ │трансформаторные подстан- │ │

│ │ции) │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────┬────────────────┤

│12 │Склады лесных материалов, │ │ │

│ │торфа, волокнистых горючих │ 50 │ 100 │

│ │веществ, сена, соломы, а │ │ │

│ │также участки открытого за-│ │ │

│ │легания торфа │ │ │

└───┴───────────────────────────┴───────────────┴────────────────┘

32. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС с одностенными резервуарами следует принимать по таблице П.6.2. Минимальные расстояния до надземных резервуаров хранения СУГ следует увеличивать на 50% по сравнению с расстояниями до подземных резервуаров, указанными в таблице П.6.2. Расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 20 м.

33. Ввод трубопроводов, штуцеров и патрубков в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения.

Допускается предусматривать ввод трубопроводов ниже номинального уровня заполнения резервуаров при условии оборудования указанных вводов устройствами:

автоматически предотвращающими выход СУГ из резервуара при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;

обеспечивающими безопасное перекрытие трубопроводов;

защищенными от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к их отказу;

отвечающими требованиям п. 19.9 приложения 6.

34. Трубопроводы с СУГ и его парами допускается выполнять одностенными и размещать надземно в местах, исключающих их повреждение транспортными средствами, и вне зон с наличием водителей и пассажиров.

35. Общая вместимость резервуаров не должна превышать 20 куб. м, единичная - 10 куб. м. Общую и единичную вместимость подземных резервуаров для СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

36. На АГЗС допускается не предусматривать:

оснащение площадки для АЦ по п. 14 приложения 6;

датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных островках по п. 20.9 приложения 6;

защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по п. 20.10 приложения 6;

системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по п. 24 приложения 6;

противопожарный водопровод высокого давления.

37. Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом исходя из интенсивностей и времени тушения и охлаждения по п. 25 приложения 6, но не менее 200 куб. м, расположенных от АГЗС на расстоянии не более 200 м".