Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел 4. Обслуживание воздушного движения

┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

│ Диспетчер ДПП, │ Диспетчер ДПП, │

│ осуществляющий ОВД на основе │ осуществляющий ведение │

│ использования системы │ графика движения ВС │

│ наблюдения ОВД │ (процедурный контроль) │

│ (радиолокационный контроль) │ │

└─────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

4.1. При вылете ВС:

- принять от диспетчера ДПР

(КДП, КДП МВЛ, СДП, СДП

МВЛ) информацию о разрешении

на вылет ВС:

аэродром первой посадки;

время вылета;

номер и литер рейса;

тип и номер (позывной) ВС;

код индивидуального

опознавания ВРЛ;

эшелон (высоту) полета по

трассе;

- получить от диспетчера

СДП (СДП МВЛ) время взлета и

номер ВС, если не предусмотрен

другой способ информации о

времени взлета;

- передать диспетчеру ДПК

условия входа ВС в зону

(район) ДПП с учетом

возможности обеспечения

бесступенчатого набора высоты;

- записать на графике движения

ВС (при его использовании)

номер (позывной) ВС и высоту

входа в зону (район) ДПП (при

отсутствии ВРЛ);

- передать диспетчеру РЦ ЕС

ОрВД (направления) следующую

информацию:

аэродром первой посадки;

номер и литер рейса;

тип и номер (позывной) ВС, код

индивидуального опознавания

ВРЛ;

номер коридора, эшелон

(высоту) и расчетное время

пролета рубежа передачи ОВД

(РНТ коридора, контрольного

ориентира);

эшелон (высоту) полета по

трассе;

- согласовать с диспетчером

РЦ ЕС ОрВД (по направлению)

условия выхода ВС из зоны

(района) ДПП;

- информировать диспетчера

радиолокационного контроля

- принять от диспетчера

процедурного контроля

информацию о вылетающем ВС - сделать отметку на графике

движения ВС

При установлении радиосвязи с взлетевшим ВС:

- передать экипажу ВС - записать на графике

маршрут и высоту выхода из движения ВС время и условия

района аэродрома и получить от выхода из района аэродрома

него расчетное время пролета и провести линию движения ВС

рубежа передачи ОВД (РНТ ко-

ридора выхода);

контролировать движение ВС с

помощью используемой системы

наблюдения ОВД, информиро-

вать экипаж ВС об отклонениях

от установленной схемы движе-

ния ВС (маршрута выхода из

района аэродрома)

- обеспечить продольное, вертикальное и боковое эшелонирование ВС в зоне (районе) ДПП;

- при необходимости ин- - анализировать воздушную и

формировать экипаж ВС о воз- метеорологическую обстановку,

душной обстановке, а при от- информировать диспетчера ра-

сутствии автоматической пе- диолокационного контроля

редачи информации АТИС или

вещания погоды по МВ-каналу

о метеоусловиях

4.1.1. В горной местности дополнительно:

- в течение времени набора - отметить на или графике

ВС заданного эшелона запросить движения ВС высоту полета

у экипажа ВС не менее двух раз ВС (по докладам экипажа

высоту полета (при отсутствии ВС);

ВРЛ) и передать ему местопо-

ложение или пеленг (в зависимо-

сти от наличия средств РТОП);

Если набор безопасного эшелона (высоты) полета по маршруту следования не обеспечивается до установленного рубежа, то диспетчер ДПП обязан дать команду экипажу ВС о наборе безопасного эшелона (высоты) по установленной схеме;

- при обнаружении отклонений - оказывать консультативную

ВС по направлению или высоте помощь диспетчеру

немедленно сообщить об этом радиолокационного контроля

экипажу ВС и потребовать от

экипажа ВС выхода ВС на линию

заданного пути или занятия

заданной (безопасной) высоты

полета

4.1.2. Получив доклад от экипажа ВС о пролете рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира, ПОД):

- проконтролировать при помощи - отметить на графике движе-

используемых систем наблюдения ния ВС выход ВС из района

ОВД местоположение или пеленг аэродрома

ВС, передать его экипажу ВС

(при необходимости или по зап-

росу экипажа ВС) и дать команду

о переходе на связь с диспетче-

ром РЦ (смежного направления

ДПП), сообщив частоту его

работы;

- получить подтверждение от

диспетчера РЦ ЕС ОрВД (смежного

направления ДПП) о принятии ВС

на ОВД

Передача ОВД должна осуществляться на установленной высоте (эшелоне) в режиме горизонтального полета, за исключением случаев, когда выполняется бесступенчатый полет.

4.2. При прилете ВС:

Принять от диспетчера РЦ ЕС ОрВД (смежного направления ДПП) информацию о ВС, входящем в зону (район) ДПП:

- номер коридора, эшелон

(высоту) и расчетное время

пролета рубежа передачи ОВД

(РНТ коридора, контрольного

ориентира);

номер и литер рейса;

тип и номер (позывной) ВС;

код индивидуального

опознавания ВРЛ;

аэродром посадки и расчетное

время прилета (если аэродром

посадки находится в зоне

данного диспетчера ДПП);

выбранный запасный аэродром

(при сложных метеоусловиях);

- согласовать с диспетчером

РЦ ЕС ОрВД (смежного направ-

ления ДПП) условия входа ВС

в район аэродрома;

- нанести полученные данные

на график движения ВС и

информировать диспетчера

радиолокационного контроля

4.2.1. При получении от экипажа ВС доклада о пролете рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира, ПОД):

- опознать ВС и сообщить - записать на графике номер

его экипажу: (позывной) ВС и условия

подтверждение о пролете рубежа снижения в районе аэродрома,

передачи ОВД (РНТ коридора, провести линию движения ВС,

контрольного ориентира, ПОД); поставить соответствующие

в случае отклонения ВС от за- условные знаки

данного маршрута передать его

экипажу местоположение (пе-

ленг) ВС;

условия снижения для входа в

зону взлета и посадки;

номер ВПП (МПУ ВПП посадки);

информацию о расположении и

маркировке грунтовой (запас-

ной) ВПП, если полеты произво-

дятся с грунтовой (запасной)

ВПП;

сведения об опасных метеоявле-

ниях, скоплениях и перелетах

птиц (при их наличии) по мар-

шруту полета;

воздушную обстановку (при не-

обходимости).

При наличии в аэропорту пере-

дачи информации АТИС или

вещания погоды по МВ-каналу

сведения, включенные в их со-

став, не передаются;

- получить от экипажа ВС

подтверждение о принятии ин-

формации (указания)

Контролировать наличие безопасных интервалов между ВС.

Сообщить диспетчеру ДПК расчетное время прилета и согласовать с ним условия входа ВС в зону его ответственности или стандартную схему прилета (СТАР).

4.2.2. При пролете ВС установленного рубежа передачи ОВД:

- получить доклад от эки-

пажа ВС о пролете рубежа пере-

дачи;

- дать указание экипажу ВС

о переходе на связь с диспетче-

ром ДПК, сообщив частоту его

работы;

- путем прослушивания или - на табло или графике сде-

получения подтверждения от лать соответствующую отметку

диспетчера ДПК убедиться, что о передаче ОВД диспетчеру

диспетчер ДПК принял ВС на ДПК

ОВД

4.2.3. Диспетчер ДПП при получении от руководителя полетов (старшего диспетчера), АМСГ данных об изменении оперативной или метеорологической информации, штормового предупреждения или возникновении опасных метеоявлений обязан немедленно сообщить об этом экипажу ВС.

4.2.4. Передача ОВД диспетчеру смежного диспетчерского пункта должна осуществляться на установленной высоте (эшелоне) в режиме горизонтального полета, за исключением случаев, когда выполняется бесступенчатый полет.

При необходимости изменения эшелона (высоты) при подходе к рубежу передачи решение на ее изменение может быть выдано только после согласования с диспетчером смежного диспетчерского пункта.

4.2.5. Если при входе в зону (район) смежного диспетчерского пункта экипаж ВС не может получить указание от диспетчера об условиях этого полета в соответствующей зоне (районе) диспетчерского пункта:

- согласовать с диспетчером

смежного диспетчерского

пункта условия полета ВС и

передать их диспетчеру

радиолокационного контроля;

- сообщить экипажу ВС условия

полета в зоне (районе) смежного

диспетчерского пункта

- на табло или графике дви-

жения ВС сделать отметку об

условиях полета

4.2.6. Если по истечении 5 минут после расчетного времени входа ВС в зону (район) диспетчерского пункта от экипажа ВС не поступило сообщения о входе, а с помощью используемой системы наблюдения ОВД ВС обнаружить не удается:

- запросить у диспетчера

смежного диспетчерского пункта

местоположение ВС.

Если диспетчер подтвердит

пролет границы зоны (района),

принять меры к установлению

связи с ВС через каналы связи

других диспетчерских пунктов

(центров ЕС ОрВД)

Если связь с ВС установить не удается, действовать в соответствии со схемой 1.5 главы I "Методические указания" "Действия диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при потере радиосвязи".

Во всех случаях, если диспетчер с помощью используемой системы наблюдения ОВД обнаружил возникновение конфликтной ситуации в зоне (районе) смежного диспетчерского пункта, он обязан немедленно информировать об этом соответствующего диспетчера.

4.2.7. В горной местности дополнительно на участке снижения от РНТ (контрольного ориентира):

- не менее двух раз запросить - отметить на табло или

у экипажа ВС высоту (при графике движения ВС высоту

отсутствии ВРЛ) и передать ему полета ВС (по докладам

местоположение ВС или пеленг; экипажа ВС);

- при обнаружении отклонений по

направлению или высоте

немедленно сообщить об этом

экипажу ВС и потребовать от

экипажа выхода ВС на линию

заданного пути или занятия

заданной (безопасной) высоты

полета - оказывать консультативную

помощь диспетчеру

радиолокационного контроля в

осуществлении ОВД

4.2.8. При полетах по ППП на горных аэродромах снижение с нижнего безопасного эшелона и заход на посадку по установленной схеме разрешается выполнять после пролета установленного Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (Аэронавигационным паспортом аэродрома) маркированного рубежа при обслуживании воздушного движения на основе использования системы наблюдения ОВД (радиолокационного контроля), устойчивой работе бортового навигационного оборудования, осведомленности экипажа ВС и диспетчера о местоположении ВС.

При обслуживании воздушного движения без использования системы наблюдения ОВД (отсутствии радиолокационного контроля) или неустойчивой работе бортового навигационного оборудования (по докладу экипажа ВС) диспетчер обязан:

- вывести ВС на ДПРМ (ОПРС)

аэродрома на эшелоне не ниже

безопасного для определения

местоположения ВС с последующим

снижением для захода на

посадку;

- после определения место- - отметить на графике место-

положения ВС по ИВО или эки- положение ВС или местоположе-

пажем ВС по бортовому навига- ние ВС и пеленг ВС

ционному оборудованию дать

разрешение на дальнейшее сни-

жение и заход на посадку

При обслуживании воздушного движения без использования системы наблюдения ОВД (отсутствии радиолокационного контроля) и неустойчивой работе бортового навигационного оборудования снижение с нижнего безопасного эшелона запрещается.

В этом случае ВС должно быть направлено на запасный аэродром. На горных аэродромах полеты по траекториям, задаваемым диспетчером, запрещаются.

Примечание. В том случае, если атмосферное давление на горном аэродроме меньше предельного значения, которое может быть установлено на шкале деления барометрического высотомера, диспетчер обязан сообщить экипажу ВС, заходящему на посадку, абсолютную высоту аэродрома и значение атмосферного давления аэродрома, приведенного к уровню моря в мм рт. ст. (миллибар, гектопаскаль).

4.3. Направление ВС на запасный аэродром:

4.3.1. Если запасный аэродром находится за пределами зоны (района) ДПП:

- получить от диспетчера РЦ

ЕС ОрВД (смежного ДПП) по

указанию диспетчера

радиолокационного контроля

маршрут полета,

информацию о фактической и

прогнозируемой погоде и

информировать диспетчера

радиолокационного контроля;

- передать экипажу ВС не-

обходимую ему информацию;

- получить от экипажа ВС

решение о выборе запасного

аэродрома;

- доложить руководителю по-

летов (старшему диспетчеру) о

решении командира ВС по выбо-

ру запасного аэродрома и

принятых мерах. На графике

движения ВС сделать отметку

об условиях полета ВС;

- сообщить в органы ПВО,

РЦ ЕС ОрВД о направлении ВС

на запасный аэродром, маршрут

и высоту полета ВС на

запасный аэродром;

- получив от экипажа ВС

сообщение о пролете рубежа пе-

редачи ОВД, проконтролировать

местоположение ВС по ИВО и

дать указание о переходе на

связь с РЦ ЕС ОрВД, сообщив

частоту его работы

- на графике движения ВС

отметить место (рубеж), время

передачи ОВД и условия полета

ВС (при необходимости)

4.3.2. Если запасный аэродром находится в аэроузловой зоне (районе) диспетчерского пункта:

- согласовать с диспетчером

ДПК условия входа ВС в зону

взлета и посадки аэродрома.

Информировать диспетчера

радиолокационного контроля;

- сообщить экипажу ВС:

номер ВПП (МПУ ВПП посад-

ки);

условия выхода и исходную точку

схемы захода на посадку;

- разрешить снижение;

- нанести соответствующие

условные знаки на графике

движения ВС. Доложить

руководителю полетов

(старшему диспетчеру);

- при достижении ВС уста-

новленного рубежа передачи

ОВД дать указание о переходе

на связь с диспетчером ДПК,

сообщив частоту его работы

- на графике движения ВС

сделать соответствующую

отметку о передаче ОВД

4.3.3. При направлении ВС на запасный аэродром государственной или экспериментальной авиации:

- согласовать с диспетчером

РЦ ЕС ОрВД (смежного ДПП)

маршрут, эшелон (высоту)

полета и информировать

диспетчера радиолокационного

контроля;

- сообщить в органы ПВО

маршрут и эшелон (высоту)

полета;

- передать экипажу ВС:

маршрут следования на запас-

ный аэродром;

эшелон (высоту) полета;

фактическую и прогнозируемую

погоду на запасном аэродроме;

- получить от экипажа ВС

подтверждение о принятии ин-

формации

- на графике движения ВС

записать условия полета ВС

(при необходимости).

Доложить руководителю

полетов (старшему

диспетчеру)

Примечание. При следовании на запасный аэродром государственной или экспериментальной авиации данные аэродрома (наличие действующих средств РТОП) передаются открытым текстом только в том случае, если данные запасного аэродрома отсутствуют в регламенте (сборнике), находящемся на борту ВС.

4.4. В случае прогнозирования возможности возникновения конфликтной ситуации между ВС:

- определить время выхода и

интервалы между ВС в точке

пересечения (схождения)

воздушных трасс;

- при отсутствии безопасных

интервалов:

наметить возможные варианты

разведения ВС;

информировать диспетчера ра-

диолокационного контроля о

месте, времени, типах и

номерах (позывных) ВС, кодах

индивидуального опознавания

ВРЛ, эшелонах (высоте)

полетов ВС и варианты их

разведения;

отметить на графике движения

ВС условным знаком прогно-

зируемую конфликтную ситу-

ацию;

- принять от диспетчера

процедурного контроля инфор-

мацию о прогнозируемом схож-

дении ВС и варианты их разве-

дения;

- проанализировать воздуш- - периодически сопоставлять

ную обстановку, используя ин- местоположение ВС на графике

формацию, полученную от дис- движения ВС и ИВО и при

петчера процедурного контроля, необходимости повторно ин-

и данные, отображаемые на формировать о них диспетчера

ИВО; радиолокационного контроля;

- принять решение на разве-

дение ВС;

- передать соответствующие

указания экипажам ВС

- проконтролировать свое-

временность и правильность

передачи диспетчером

радиолокационного контроля

указания экипажам ВС;

- отметить на графике движе-

ния ВС условным знаком

момент расхождения ВС

4.5. Использование средств вторичной радиолокации (ВРЛ):

4.5.1. При наличии на рабочем месте диспетчеров средств ВРЛ:

- получить от диспетчера

смежного диспетчерского

пункта информацию о

взлетевшем или входящем в

зону (район) ДПП ВС, записать

его номер (позывной), номер

рейса или код индивидуального

опознавания ВРЛ, эшелон

(высоту);

- передать информацию о ВС

диспетчеру радиолокационного

контроля;

- в момент установления ра-

диосвязи с ВС (на рубеже пере-

дачи ОВД) получить от экипажа

ВС:

время входа в зону (район) ДПП

(время не сообщается, если пе-

редача ведется в момент пролета

рубежа передачи ОВД);

место входа в зону (район) или

рубеж;

расчетное время выхода из зоны

(района) ДПП;

- опознать ВС по его марки-

рованной координатной отметке

и отображаемой на ИВО допол-

нительной информации;

- сверить полученные от

экипажа ВС данные об эшелоне

(высоте) полета с данными, по-

ступающими от бортового прие-

моответчика. При их совпадении

или расхождении не более чем

на 90 метров сообщить экипажу

ВС: "Контролирую по вторич-

ному" (при введении такого ре-

жима);

- получить от экипажа ВС - нанести на графике линию

подтверждение о приеме инфор- движения ВС и соответствующий

мации; условный знак;

- осуществлять контроль за

полетом ВС по его координатной

отметке и дополнительной ин-

формации на ИВО;

- если возникла необходи-

мость изменить режим полета

(снижение или набор высоты),

своевременно передать экипажу

ВС соответствующие указания и

по его запросу местоположение

ВС;

- при входе одновременно - на графике движения ВС

нескольких ВС уточнить нали- условными знаками записать

чие безопасных интервалов ме- фактическое время пролета ПОД

жду ними и при отсутствии и передаваемые на борт ВС

безопасных интервалов развести указания

ВС по высоте

На рубеже передачи ОВД:

- после доклада экипажа ВС - на графике движения ВС

о выходе из зоны или не сделать отметку о передаче

ожидая такого сообщения от ОВД

экипажа ВС перевести его на

связь с диспетчером смежного

диспетчерского пункта, сообщив

частоту его работы (если по-

зывной диспетчерского пункта и

частота его работы не выдава-

лись при первой радиосвязи)

Если возникла необходимость изменить условия полета, то их согласование и передача информации диспетчеру смежного диспетчерского пункта осуществляются обычным порядком.

Диспетчерское указание на снижение выдается экипажу ВС по его запросу в зависимости от воздушной и метеорологической обстановки.

Примечание. При нахождении ВС на одном азимуте и на удалении 5 км и менее друг от друга информацией, поступающей от ВРЛ, пользоваться не следует.

4.5.2. В случае расхождения отображаемой на формуляре сопровождения ВС текущей высоты с заданным эшелоном более чем на 90 метров, при неустойчивой работе средств ВРЛ, пропадании формуляра сопровождения ВС или информации в списке ожидания диспетчер обязан:

- запросить у экипажа ВС

показание высотомера;

- сверить полученные от - полученное от экипажа ВС

экипажа ВС и отображенные в значение высоты, а также

в формуляре сопровождения ВС значение высоты, снятое с

показания и при их расхождении формуляра сопровождения ВС,

более чем на 90 метров записать на графике движения

сообщить об этом экипажу ВС; ВС и нанести на графике линию

- дать указание экипажу ВС движения ВС и соответствующий

о переходе на резервный знак

приемоответчик (если таковой

имеется), или о переключении

приемоответчика в режим

выдачи информации без

барометрической высоты

(если такая возможность

имеется), или о переходе на

ОВД без ВРЛ