Решение Верховного Суда РФ от 21.08.2008 N ГКПИ08-1161 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список 1), утв. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 N 76>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 августа 2008 г. N ГКПИ08-1161

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

с участием прокурора Степановой Л.Е., адвоката Карпинского Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Моисеева Александра Александровича о признании недействующим последнего абзаца Списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 утверждены крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Моисеев А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим последнего абзаца Списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76, согласно которому для смесей, в состав которых входит хотя бы одно такое наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленное в списке N 1, независимо от их содержания в смеси, крупный и особо крупные размеры определяются исходя из установленных крупного и особо крупного размеров, применяемых к находящемуся в смеси наркотическому средству или психотропному веществу, для которого установлены более строгие меры контроля.

По мнению заявителя, установленная статьей 228 УК РФ уголовная ответственность связывается с размером (крупным или особо крупным) собственно наркотического средства, а не всей смеси, в состав которой оно входит, не являющейся наркотическим веществом. Оспариваемое положение фактически расширяет рамки квалификации деяния и его наказуемость, что противоречит статьям 1, 3, 228 УК РФ.

Моисеев А.А. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Представитель Моисеева А.А. по доверенности Шухардин В.В. в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представители Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, представляющей интересы Правительства Российской Федерации, Муравьев С.Е. и Зиновьев В.В. с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству, прав заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон о наркотических средствах), принятым в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, установлено, что препарат - это смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (статья 1); в отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные устанавливаемым в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них (пункт 4 статьи 2); в зависимости от применяемых государством мер контроля наркотические средства и психотропные вещества вносятся в соответствующие списки (пункт 1 статьи 2); указанный Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (пункт 2 статьи 2).

Таким образом, Закон о наркотических средствах приравнивает смеси, в состав которых входит одно или несколько наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень, к наркотическим средствам и психотропным веществам, подлежащим контролю в Российской Федерации, - независимо от содержащегося в ней количества чистого вещества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 утвержден перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в т.ч. список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), в который включены все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества.

Из этого следует, что названным Постановлением смесь определена как самостоятельный вид наркотических средств и психотропных веществ. В нем говорится о смеси как таковой, а не о входящем в ее состав наркотическом средстве или психотропном веществе.

В соответствии со статьей 228 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей данной статьи, а также статей 228.1 и 229 указанного Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 примечания в ред. Федерального закона от 05.01.2006 N 11-ФЗ).

Во исполнение пункта 2 примечания к статье 228 УК РФ Правительством Российской Федерации принято оспариваемое Постановление, которым утвержден крупный и особо крупный размер наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно последнему абзацу списка I для смеси, в состав которой входит хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленное в списке I, независимо от их содержания в смеси, крупный и особо крупные размеры определяются исходя из установленных крупного и особо крупного размеров, применяемых для наркотического средства или психотропного вещества списка I, для которого установлены более строгие меры контроля (список I).

При таких обстоятельствах оспариваемое положение полностью соответствует приведенным нормам Закона о наркотических средствах, а также полностью согласуется с международными обязательствами, принятыми на себя Российской Федерацией по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в частности с положениями Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и Конвенции о психотропных веществах 1971 г.

Так, в ст. 1 (подпункт "у" пункта 1) Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. содержится определение препарата, в соответствии с которым "препарат" означает смесь, твердую или жидкую, которая содержит какое-нибудь наркотическое средство. При этом согласно п. 3 ст. 2 Единой конвенции препараты подлежат тем же мерам контроля, что и наркотические средства, которые в них содержатся.

Статьей 3 Конвенции о психотропных веществах 1971 г. предусмотрено, что к препарату применяются те же меры контроля, что и к содержащемуся в нем психотропному веществу. Если препарат содержит не одно, а несколько таких веществ, он подпадает под действие мер, применяемых к тому из веществ, которое подлежит наиболее строгим мерам контроля.

Таким образом, смеси наркотических средств и (или) психотропных веществ рассматриваются международным сообществом как не менее опасные, нежели входящие в их состав наркотические средства и психотропные вещества, и подпадают под действие мер, применяемых к тому из веществ, которое подлежит наиболее строгим мерам контроля.

Оспариваемое заявителем положение соответствует и правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 8 февраля 2007 г. N 290-О-П и от 8 февраля 2007 г. N 292-О-П, от 17 июля 2007 г. N 619-О-О, согласно которой приравнивание смеси, в состав которой входит одно или несколько наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Список I Единой конвенции о наркотических средствах, к наркотическим средствам и психотропным веществам, подлежащим контролю в Российской Федерации, - независимо от содержащегося в ней количества чистого вещества - основано на полном запрете оборота в Российской Федерации этих средств и веществ, как представляющих наибольшую опасность для здоровья и благополучия человека, и направлено на защиту прав и законных интересов других лиц, обеспечение общественной безопасности и здоровья населения. Данным положением в нормативном единстве с международно-правовыми актами, Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и Уголовным кодексом Российской Федерации - конституционные права и свободы граждан не нарушаются.

Довод представителя заявителя о том, что установление для смесей более строгих мер контроля, противоречит международным нормам, нельзя признать обоснованным.

Российская Федерация вправе в соответствии с подписанными ею международными конвенциями принимать в пределах своей территории любые специальные меры контроля, которые, по ее мнению, необходимы в отношении какого бы то ни было наркотического средства, включенного в Список I Единой конвенции о наркотических средствах, учитывая его особо опасные свойства, а также - если существующие в стране условия делают это наиболее подходящим способом охраны здоровья и благополучия - вводить законодательные и административные меры, какие могут быть необходимы для того, чтобы выполнять принятые на себя обязательства (подпункты "а", "б" пункта 5 статьи 2, пункт "а" статьи 4 Единой конвенции о наркотических средствах).

Несостоятельным суд считает и довод заявителя о том, что в результате принятия оспариваемого положения виновный несет уголовную ответственность за хранение и сбыт нейтрального наполнителя, не являющегося наркотическим средством, что не предусмотрено УК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 290-О-П, суды общей юрисдикции при разрешении данной категории уголовных дел, в том числе с учетом оспариваемого положения, должны учитывать количество, свойства, степень воздействия на организм человека того или иного наркотического средства, а также другие обстоятельства конкретного уголовного дела.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 5 п. 4 Постановления от 15 июня 2006 г. N 14 разъяснил, что, решая вопрос о том, относится ли смесь наркотического средства или психотропного вещества, включенного в Список I (или кокаина, кокаина гидрохлорида), и нейтрального вещества (наполнителя) к крупному или особо крупному размерам, судам следует исходить из предназначения указанной смеси для немедицинского потребления.

Оспариваемым положением не расширены основания привлечения к уголовной ответственности, как утверждает заявитель, а лишь утвержден крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, в т.ч. смесей. Таким образом, Правительство Российской Федерации не вышло за пределы полномочий, предоставленных статьей 228 УК РФ.

В связи с тем, что оспариваемое положение Списка I не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Моисеева Александра Александровича о признании недействующим последнего абзаца Списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА