Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.3.5. Ремонт подводных участков нефтепродуктопроводов

5.3.5.1. Выполнение подводных работ, связанных с ремонтом и осмотром нефтепродуктопровода, должно осуществляться специализированными организациями или специальными подразделениями в соответствии с Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах РД 31.84.01-90.

5.3.5.2. При выполнении работ по ремонту и осмотру подводных переходов следует руководствоваться настоящими Правилами, а также действующими Правилами охраны труда на водолазных работах и Правилами техники безопасности при производстве водно-технических работ на реках и водохранилищах.

5.3.5.3. Производство подводно-технических работ на переходах нефтепродуктопроводов, пересекающих реки и водоемы, должно предварительно согласовываться:

на участках судового хода - с судоходной инспекцией Департамента речного флота;

при пересечении водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, - с соответствующими подразделениями комитета рыбного хозяйства;

при наличии в районе перехода коммуникаций, которые могут быть повреждены во время работ (линия связи, линия электропередач и др.), - с управлением эксплуатации этих коммуникаций.

5.3.5.4. Перед производством подводно-технических работ на судоходных реках и водохранилищах необходимо установить регулярную связь с гидрометеослужбой, чтобы получать от нее ежедневные прогнозы погоды.

5.3.5.5. Все работы с плавучих средств и спуск водолазов в воду можно проводить при волнении водной поверхности до трех баллов. На участках судового хода места, где проводятся водолазные работы, ограждаются предупреждающими сигналами:

в светлое время суток - двумя зелеными флагами 1000 х 700 мм;

в темное время - двумя зелеными сигналами (типа световой фонарь). Флаги и огни зеленого цвета располагают один над другим так, чтобы расстояние между ними было 1 - 2 м. Эти сигналы укрепляются на хорошо видимой мачте водолазного бота. После выхода водолазов из воды сигналы опускаются. Если водолазы находятся под водой, проходящие мимо суда и плавучие средства должны снизить скорость хода и следовать на расстоянии не менее 50 м от водолазного бота.

5.3.5.6. Перед началом земляных работ водолазы должны обследовать участок дна реки или водоема на ширину подводной траншеи и выявить степень его засоренности.

5.3.5.7. При разработке грунта гидромонитором под водой водолаз должен следить за состоянием откосов траншей и не допускать образования козырьков в забое;

мелкие камни водолаз должен поднимать в бадье или корзине, а крупные - специальными захватными устройствами;

после строповки поднимаемых со дна предметов водолаз должен выходить на поверхность. Запрещается находиться под поднимаемым грузом, а также подниматься на поверхность вместе с ним.

5.3.5.8. При разработке грунта земснарядом должны выполняться следующие требования безопасности:

палуба по всему периметру земснаряда должна иметь леерное ограждение, надежно укрепленное стойками;

рефулерные понтоны должны иметь прочный настил, леерное ограждение и трап для прохода на земснаряд;

для перехода с земснаряда на берег или на другие суда должны быть установлены сходни (трапы) с перилами и нашитыми поперечными планками;

в ночное время все рабочие места и рефулерные понтоны по всей длине должны быть освещены.

5.3.5.9. При установке и закреплении балластных грузов должны проводиться необходимые мероприятия по предохранению изоляции от повреждений. Под грузы и анкерные пояса необходимо наклеивать коврики из трех-четырех слоев бризола.

5.3.5.10. Укладка подводных трубопроводов в периоды паводков, половодий, весеннего ледохода и осеннего ледостава не допускается.

5.3.5.11. Перед строповкой трубопровода надо тщательно осмотреть тяговый канат. Нагрузка на канат не должна превышать нормы в соответствии с его заводским паспортом (сертификатом).

Для контроля за нагрузкой рекомендуется на лебедку устанавливать динамометр.

5.3.5.12. Во время протаскивания трубопровода запрещается рабочим находиться ближе 20 м от тяговых канатов. Если необходимо подойти к трубопроводу или канату, то работы по протаскиванию следует приостановить.

5.3.5.13. В случае аварии (поломки трубоукладчика, повреждения трубопровода, срыва тягового каната), а также при других неисправностях, сигнальщик должен немедленно подать сигнал о приостановке протаскивания трубопровода.

5.3.5.14. Протаскивание и спуск трубопровода следует выполнять в светлое время суток.

5.3.5.15. При опускании трубопровода в траншею понтоны предварительно должны быть проверены на прочность и герметичность.

5.3.5.16. При опускании трубопровода в подводную траншею необходимо выполнять следующие требования:

стравливать канаты с лебедок только по сигналу руководителя работ;

при необходимости, к заведенному в створ перехода трубопроводу можно прикрепить понтоны для использования их как опоры после наполнения водой;

опускание трубопровода в воду осуществлять плавно путем равномерного стравливания воздуха из понтонов;

в зоне погружения трубопровода людям находиться запрещается.

5.3.5.17. К работам по подводной сварке и резке труб допускаются обученные и имеющие удостоверения на право производства этих работ специалисты:

электросварка под водой допускается только при наличии наблюдающего - проинструктированного подсобного сварщика, имеющего прямую двухстороннюю телефонную связь со сварщиком-водолазом. Наблюдающий должен находиться в непосредственной близости от телефона, автоматического выключателя напряжения или рубильника для отключения сварочной установки от электросети.

5.3.5.18. До начала работ по подводной сварке сварщик должен детально обследовать места работ. Если скорость течения воды более 1 м/с, место проведения работы следует оградить щитами.

Трубопровод, предназначенный для резки, следует надежно закрепить, чтобы отрезаемая часть не упала. Запрещается сваривать и резать конструкции, находящиеся под нагрузкой или давлением.

5.3.5.19. Отключенный участок перед резкой необходимо продуть воздухом, а трубопровод, в котором находится нефтепродукт, необходимо предварительно освободить от него и заполнить водой.

Поверхность трубопровода в местах резки следует тщательно очистить от изоляционного покрытия.

5.3.5.20. Перед спуском электросварщика под воду специалист по водолазным работам должен проверить все водолазное снаряжение. Запрещается спускать электросварщика под воду в неисправном снаряжении. Необходимо также проверить резак, шланги и убедиться в их исправности. Если резак зажигается под водой (под колпаком), то надо проверить приспособление для зажигания.

5.3.5.21. Передний иллюминатор шлема водолаза-электросварщика должен на 2/3 снизу закрываться светофильтром для защиты глаз от действия лучей электрической дуги.

5.3.5.22. Резчик во время работы должен направлять пламя резака в сторону от своего снаряжения, водолазной одежды, шлангов, чтобы не прожечь их.

5.3.5.23. Если на поверхности воды имеются легковоспламеняющиеся жидкости (керосин, бензин и др.), зажигать и тушить пламя резака следует только под водой, непосредственно у места работы. Резка в этом случае может проводиться на глубине не менее 10 м.