Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.5. Гараж

4.5.1. Обслуживание автомобилей следует производить в соответствии с технической документацией по эксплуатации и ремонту, правилами и инструкциями по охране труда в автомобильном транспорте, а также требованиями настоящих Правил.

4.5.2. Полы в помещениях для хранения автомобилей должны быть твердые, ровные, с уклоном не менее 1° в сторону трапов и лотков.

4.5.3. Вдоль стен, у которых устанавливаются автомобили, должны быть колесоотбойные тротуары или барьеры.

4.5.4. Помещения для хранения автомобилей не должны непосредственно сообщаться с помещениями для аккумуляторных, ацетилено-генераторных, вулканизационных, кузнечных, сварочных, термических, медницких, столярных, обойных, малярных и регенерационных работ.

4.5.5. Помещения для хранения и технического обслуживания автомобилей, где возможно быстрое повышение концентрации вредных веществ в воздухе, должны оборудоваться системой автоматического контроля за состоянием воздушной среды в рабочей зоне и сигнализаторами.

4.5.6. Требования безопасности к электрооборудованию и гидроприводам оборудования должны соответствовать ГОСТ 12.2.007 [12] и ГОСТ 12.2.040 [18].

4.5.7. Автоматические бесконвейерные моечные установки должны быть оснащены на выезде световой сигнализацией.

Кабина оператора моечной установки должна располагаться вне зоны попадания воды (моечного раствора) или быть водонепроницаемой.

4.5.8. Мойку агрегатов и деталей топливной аппаратуры и двигателей, работающих на этилированном бензине, следует осуществлять только после предварительной нейтрализации отложений тетраэтилсвинца.

4.5.9. При мойке автомобилей, агрегатов и деталей обязательно соблюдение следующих требований:

мойка должна производиться в специально отведенных местах;

пост открытой шланговой (ручной) мойки должен располагаться в зоне, изолированной от открытых токонесущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением;

при открытой (ручной) и закрытой (механизированной) мойке источники освещения, проводка и силовые двигатели должны быть выполнены во влагонепроницаемом исполнении.

4.5.10. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля следует производить только в специальную тару. Случайно попавшие на пол горюче-смазочные материалы следует немедленно засыпать опилками или сухим песком и убрать в специально отведенное место.

4.5.11. При установке автомобиля на место проведения его ремонта необходимо:

повесить на руль автомобиля бирку с надписью "Двигатель не заводить, работаю!";

подложить под колеса распорные башмаки.

4.5.12. Не допускается работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы:

затормозить автомобиль и включить низшую передачу;

подложить надежные подкладки под колеса, ключ от замка зажигания убрать, кабину закрыть.

4.5.13. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, колес и т.п.) следует установить раму автомобиля на специальные металлические подставки, а под колеса автомобиля подложить башмаки.

Подкладывать кирпичи, обрезки дерева и другие случайные предметы под раму автомобиля запрещается.

4.5.14. При подъеме и установке автомобиля домкрат следует устанавливать на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой или вязкой почве под домкрат подкладывают толстые широкие доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

4.5.15. Не допускается работать и находиться под автомобилем, висящим на тросе грузоподъемного механизма.

4.5.16. Смотровые канавы должны быть оборудованы направляющими предохранительными ребордами.

4.5.17. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве, необходимо:

проверить правильность установки колес по отношению к направляющим;

поставить автомобиль на тормоз и подложить под колеса распорные башмаки;

убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.

4.5.18. Не допускается нахождение людей под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо подставок случайные предметы (ломы, куски металла и т.п.) запрещается.

4.5.19. При ремонтных работах запрещается:

выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.);

подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;

снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах) всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов регулировочных и испытательных работ;

поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные крюки, поднимать (даже кратковременно) грузы большей массы, чем это указано в табличке данного подъемного механизма;

снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.

4.5.20. При ремонте автомобилей вне смотровой канавы, эстакады или подъемника работники, производящие ремонт, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков (подстилок) на полу (земле) запрещается.

4.5.21. В помещениях ремонтной зоны запрещается:

пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и т.п.;

мыть детали бензином и керосином;

хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в количествах, превышающих сменную потребность;

ставить автомобили при подтекании топлива из бака (топливо необходимо сливать), а также заправлять автомобили топливом.

4.5.22. Присоединение клемм аккумуляторов на зарядку и отсоединение их после зарядки следует производить только при выключенном оборудовании зарядного поста.

4.5.23. При работе следует пользоваться переносной лампой напряжением 12 В.

4.5.24. Не допускается касание одновременно двух клемм аккумуляторов металлическими предметами во избежание короткого замыкания и искрения.

4.5.25. Соединение аккумуляторных батарей следует производить только освинцованными клеммами, которые создают плотный контакт и исключают искрение.

4.5.26. Присоединение батарей к электросети постоянного тока и соединение аккумуляторов между собой производить в резиновых перчатках и резиновой обуви.

4.5.27. При транспортировке аккумуляторной кислоты, кислотного или щелочного электролита и приготовлении электролитов во избежание ожогов необходимо соблюдать следующие требования:

бутыли с аккумуляторной кислотой или электролитом хранить закрытыми притертыми пробками и только в специальных обрешетках;

бутыли с кислотой устанавливать на специальные шарнирные подставки, обеспечивающие безопасность слива кислоты;

слив аккумуляторной кислоты из бутылей в обрешетках производить вдвоем или пользоваться для этой цели специальным сифоном;

бутыли с кислотой переставлять и перевозить только в обрешетках вдвоем, используя для этого тележки;

пролитую серную кислоту засыпать опилками, залить раствором соды или засыпать содой, предварительно надев резиновые перчатки;

смешивание серной кислоты с водой производить в специально приспособленных для этого емкостях из специальных материалов;

не пользоваться для приготовления электролита стеклянной посудой, так как она от разогрева может лопнуть;

для смешивания аккумуляторной кислоты с водой сначала наливается в емкость дистиллированная вода, а затем кислота;

перед заливкой, доливкой и приготовлением кислотного электролита надевать защитные очки и резиновые перчатки;

перед приготовлением щелочного электролита и при работе с ним надевать защитные очки, резиновые перчатки и брать щелочь щипцами или пинцетом;

при работе около бака с электролитом не перемешивать электролит путем вдувания воздуха через резиновый шланг.

4.5.28. При зарядке батарей не наклоняться близко к аккумуляторам во избежание ожога брызгами кислоты.

4.5.29. В случае попадания серной кислоты на кожу или в глаза следует немедленно смыть ее обильной струей воды, затем промыть 1%-ным раствором питьевой соды.

4.5.30. В случае попадания щелочи на кожу или в глаза следует немедленно смыть ее обильной струей воды и промыть 3%-ным раствором борной кислоты.

4.5.31. В помещении для зарядки аккумуляторов не допускается прием и хранение пищи.

4.5.32. Аккумуляторные батареи следует перевозить в специальных тележках с гнездами по размеру батарей.

4.5.33. Не допускается производство посторонних работ в помещении для зарядки аккумуляторов.

4.5.34. Помещение аккумуляторной должно быть обеспечено приточно-вытяжной вентиляцией с местным отсосом из вытяжного шкафа. Вентиляция, светильники, пусковая аппаратура должны быть взрывозащищенного исполнения.

4.5.35. Выключатели освещения должны находиться снаружи помещения аккумуляторной.

4.5.36. Стены помещений аккумуляторной должны быть облицованы кафельной плиткой или окрашены кислотоупорной краской на всю их высоту.

4.5.37. Помещения, в которых выполняются медницко-жестяницкие и кузовные работы, должны оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией.

4.5.38. Работы, связанные с выделением вредных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой и лужением, должны выполняться на рабочих местах, оборудованных дополнительными местными отсосами.

4.5.39. Монтаж и демонтаж шин должен осуществляться на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

4.5.40. Демонтаж шины, плотно прилегающей к ободу колеса, выполняют на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

4.5.41. Накачивание снятых с автомобиля шин в условиях предприятия должно выполняться шиномонтажником на специально отведенном для этих целей месте с использованием предохранительных ограждений.

4.5.42. Для вырезки повреждений на автопокрышке следует пользоваться специальными ножами:

для вырезки "встречным конусом" - узким тонким ножом; для вырезки "в рамку" - ножом со шпорой; для вырезки внутри покрышки - изогнутым ножом с двусторонней заточкой; для других вырезок - ножом с длинным лезвием.

4.5.43. При работе на станке с абразивными кругами следует надежно крепить покрышку дисками соответствующего размера. Производить зачистку резины следует только после включения вытяжного вентилятора.

4.5.44. На рабочем месте запас бензина и резинового клея разрешается иметь не более чем на 3 ч работы.

4.5.45. Установку и снятие шин с оборудования должны производить два человека одновременно.

4.5.46. Помещения, где установлены балочные подвижные грузоподъемные механизмы, должны оборудоваться стационарными площадками с лестницами, позволяющими иметь удобный и безопасный доступ к подъемным устройствам грузоподъемных механизмов.

4.5.47. Ручные, рычажно-реечные домкраты должны иметь исправные устройства, исключающие самопроизвольное опускание груза при снятии усилия с рычага или рукоятки.

4.5.48. Гидравлические и пневматические домкраты и подъемники должны иметь плотные соединения, исключающие утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров во время перемещения груза.