1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г., ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, и устанавливает основные требования охраны труда для экипировщика пассажирских вагонов (далее - экипировщик), выполняющего операции по снабжению пассажирских вагонов (далее - вагонов) водой, твердым топливом, постельными принадлежностями и инвентарем в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов, пунктах технического обслуживания, на технических станциях (далее - пункт экипировки) дирекции по обслуживанию пассажиров в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Инструкция не распространяется на экипировщиков тягового и рефрижераторного подвижного состава.
На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях железных дорог разрабатывается и утверждается Инструкция по охране труда для экипировщика с учетом местных условий и специфики деятельности.
1.2. К самостоятельной работе по снабжению вагонов водой, твердым топливом, постельными принадлежностями и инвентарем в пунктах экипировки дирекции по обслуживанию пассажиров в ОАО "РЖД" допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте по охране труда, обучение, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В процессе работы экипировщик должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, внеплановые целевые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
1.3. Экипировщик должен знать:
воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при производстве экипировочных работ;
назначение и действие запорных и сигнализационных устройств водонапорной башни и гидроколонок;
устройство гидроколонок и порядок их содержания;
способы предупреждения замерзания гидроколонок;
устройство систем отопления и водоснабжения вагонов, а также электрообогревных головок для подачи воды;
способы подключения водоналивных рукавов к гидроколонкам и водоналивным головкам вагонов;
места хранения топлива и порядок пополнения его запасов в вагонах;
назначение и устройство применяемых в работе средств механизации;
сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения;
места расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
1.4. Все виды экипировочных работ в вагонах должны производиться после закрепления и ограждения состава в соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции и местным технологическим процессом.
1.5. Снабжение вагонов водой, твердым топливом, постельными принадлежностями и инвентарем должно проводиться под руководством мастера (бригадира) экипировочной бригады, который должен контролировать применение экипировщиками безопасных приемов выполнения работ, использование ими средств индивидуальной защиты и защитных приспособлений.
1.6. Все трудоемкие процессы при выполнении экипировочных работ необходимо выполнять с использованием средств механизации.
1.7. Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную постоянно в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин - 7 кг. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) не должна превышать для мужчин - 30 кг, для женщин 10 кг.
Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.
1.8. Производить экипировочные работы при движении поезда запрещается.
выполнять только входящую в его обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте механизмы, материалы, приспособления, инструмент, инвентарь, а также средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
следить за сигналами и распоряжениями мастера (бригадира), оператора пункта технического обслуживания и выполнять его команды;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов и водителями транспортных средств, а также требования, передаваемые по громкоговорящей связи;
проходить по территории пункта экипировки по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;
соблюдать меры безопасности при переходе железнодорожных путей при производстве экипировочных работ, обходя сооружения, устройства, приспособления, механизмы и материалы, расположенные на междупутье;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта на территории пункта экипировки в темное время суток, в условиях плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде;
уметь пользоваться средствами пожаротушения;
уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.
1.10. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения экипировщики должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогрева в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра.
1.11. Во время работы на экипировщика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав, транспортные средства и механизмы;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
пониженная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную.
КонсультантПлюс: примечание.
О Типовых нормах бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда см. также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2008 N 582н.
1.12. Экипировщик должен обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью:
плащом из плащ-палатки или плащом из прорезиненной ткани;
ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве.
Экипировщикам водой и углем в IV и особом климатических поясах вместо теплозащитного костюма должны выдаваться:
куртка на утепляющей прокладке;
брюки на утепляющей прокладке.
При экипировке вагонов твердым топливом экипировщикам должны выдаваться ботинки кожаные с металлическим носком вместо ботинок юфтевых на маслобензостойкой подошве.
При экипировке вагонов водой дополнительно должны выдаваться сапоги резиновые.
Всем экипировщикам водой и углем взамен плаща из плащ-палатки или плаща из прорезиненной ткани должен выдаваться комплект водозащитной спецодежды (мужской, женский).
При производстве работ на железнодорожных путях экипировщику должны выдаваться мужской и женский сигнальные жилеты.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на складах твердого топлива экипировщикам должны выдаваться защитные очки, респиратор, защитная каска. Для предохранения органов зрения применяются очки защитные закрытые ЗН-72, очки защитные с прямой вентиляцией ЗПЗ-80. При измельчении смерзшегося каменного угля применяются очки защитные закрытые, полумаска с сеткой и трехслойными бесцветными стеклами ОЗЗ-12. При работе с углем для защиты головы применяется защитная каска, для предохранения органов дыхания - респиратор Ф-62III.
1.13. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить в отдельных шкафчиках в гардеробной. Выносить специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ за пределы пункта экипировки запрещается.
1.14. Экипировщик должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке.
1.15. Экипировщик должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:
курить в отведенных для этой цели местах, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;
не пользоваться открытым огнем вблизи подвижного состава;
не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
1.16. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование.
Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
1.17. При нахождении на железнодорожных путях экипировщик должен соблюдать следующие требования безопасности:
к месту работы и с работы проходить по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";
при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
при прохождении по междупутью группой, идти по одному друг за другом;
переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями. Сходить с площадки, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожном пути;
обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.18. При нахождении на железнодорожных путях экипировщику запрещается:
переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;
становиться или садиться на рельс;
садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям;
находиться на территории и в помещениях пункта экипировки в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;
при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;
наступать на электрические провода и кабели;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом;
приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам - ближе 8 м.
Экипировщик, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом вышестоящему руководителю.
В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе и, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы и не отрывая ног от земли, или прыжками выходить из опасной зоны.
1.19. При выходе из помещений в ночное время необходимо некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.
1.20. Выходя на путь из помещений или из-за сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.
1.21. В случае получения травмы или заболевания экипировщик должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.
При травмировании других работников, а также обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожаротушения экипировщик должен немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю, а травмированному работнику оказать первую помощь.
1.22. Экипировщик, не выполняющий требований настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей