Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г., ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, и устанавливает основные требования охраны труда для экипировщика пассажирских вагонов (далее - экипировщик), выполняющего операции по снабжению пассажирских вагонов (далее - вагонов) водой, твердым топливом, постельными принадлежностями и инвентарем в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов, пунктах технического обслуживания, на технических станциях (далее - пункт экипировки) дирекции по обслуживанию пассажиров в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").

Инструкция не распространяется на экипировщиков тягового и рефрижераторного подвижного состава.

На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях железных дорог разрабатывается и утверждается Инструкция по охране труда для экипировщика с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.2. К самостоятельной работе по снабжению вагонов водой, твердым топливом, постельными принадлежностями и инвентарем в пунктах экипировки дирекции по обслуживанию пассажиров в ОАО "РЖД" допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте по охране труда, обучение, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В процессе работы экипировщик должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, внеплановые целевые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

1.3. Экипировщик должен знать:

воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при производстве экипировочных работ;

назначение и действие запорных и сигнализационных устройств водонапорной башни и гидроколонок;

устройство гидроколонок и порядок их содержания;

способы предупреждения замерзания гидроколонок;

устройство систем отопления и водоснабжения вагонов, а также электрообогревных головок для подачи воды;

способы подключения водоналивных рукавов к гидроколонкам и водоналивным головкам вагонов;

места хранения топлива и порядок пополнения его запасов в вагонах;

назначение и устройство применяемых в работе средств механизации;

сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения;

места расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

1.4. Все виды экипировочных работ в вагонах должны производиться после закрепления и ограждения состава в соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции и местным технологическим процессом.

1.5. Снабжение вагонов водой, твердым топливом, постельными принадлежностями и инвентарем должно проводиться под руководством мастера (бригадира) экипировочной бригады, который должен контролировать применение экипировщиками безопасных приемов выполнения работ, использование ими средств индивидуальной защиты и защитных приспособлений.

1.6. Все трудоемкие процессы при выполнении экипировочных работ необходимо выполнять с использованием средств механизации.

1.7. Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную постоянно в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин - 7 кг. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) не должна превышать для мужчин - 30 кг, для женщин 10 кг.

Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.

1.8. Производить экипировочные работы при движении поезда запрещается.

1.9. Экипировщик должен:

выполнять только входящую в его обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;

применять безопасные приемы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте механизмы, материалы, приспособления, инструмент, инвентарь, а также средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

следить за сигналами и распоряжениями мастера (бригадира), оператора пункта технического обслуживания и выполнять его команды;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов и водителями транспортных средств, а также требования, передаваемые по громкоговорящей связи;

проходить по территории пункта экипировки по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;

соблюдать меры безопасности при переходе железнодорожных путей при производстве экипировочных работ, обходя сооружения, устройства, приспособления, механизмы и материалы, расположенные на междупутье;

быть предельно внимательным в местах движения транспорта на территории пункта экипировки в темное время суток, в условиях плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде;

уметь пользоваться средствами пожаротушения;

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.10. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения экипировщики должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогрева в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра.

1.11. Во время работы на экипировщика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав, транспортные средства и механизмы;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

пониженная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную.

КонсультантПлюс: примечание.

О Типовых нормах бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда см. также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2008 N 582н.

1.12. Экипировщик должен обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью:

костюмом хлопчатобумажным;

плащом из плащ-палатки или плащом из прорезиненной ткани;

рукавицами брезентовыми;

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве.

Зимой дополнительно:

теплозащитным костюмом;

валенками;

галошами на валенки.

Экипировщикам водой и углем в IV и особом климатических поясах вместо теплозащитного костюма должны выдаваться:

полушубок;

куртка на утепляющей прокладке;

брюки на утепляющей прокладке.

При экипировке вагонов твердым топливом экипировщикам должны выдаваться ботинки кожаные с металлическим носком вместо ботинок юфтевых на маслобензостойкой подошве.

При экипировке вагонов водой дополнительно должны выдаваться сапоги резиновые.

Всем экипировщикам водой и углем взамен плаща из плащ-палатки или плаща из прорезиненной ткани должен выдаваться комплект водозащитной спецодежды (мужской, женский).

При производстве работ на железнодорожных путях экипировщику должны выдаваться мужской и женский сигнальные жилеты.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на складах твердого топлива экипировщикам должны выдаваться защитные очки, респиратор, защитная каска. Для предохранения органов зрения применяются очки защитные закрытые ЗН-72, очки защитные с прямой вентиляцией ЗПЗ-80. При измельчении смерзшегося каменного угля применяются очки защитные закрытые, полумаска с сеткой и трехслойными бесцветными стеклами ОЗЗ-12. При работе с углем для защиты головы применяется защитная каска, для предохранения органов дыхания - респиратор Ф-62III.

1.13. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить в отдельных шкафчиках в гардеробной. Выносить специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ за пределы пункта экипировки запрещается.

1.14. Экипировщик должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке.

1.15. Экипировщик должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить в отведенных для этой цели местах, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;

не пользоваться открытым огнем вблизи подвижного состава;

не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

1.16. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование.

Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

1.17. При нахождении на железнодорожных путях экипировщик должен соблюдать следующие требования безопасности:

к месту работы и с работы проходить по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

при прохождении по междупутью группой, идти по одному друг за другом;

переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями. Сходить с площадки, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожном пути;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.18. При нахождении на железнодорожных путях экипировщику запрещается:

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

становиться или садиться на рельс;

садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

находиться на территории и в помещениях пункта экипировки в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;

при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

наступать на электрические провода и кабели;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом;

приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам - ближе 8 м.

Экипировщик, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом вышестоящему руководителю.

В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе и, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы и не отрывая ног от земли, или прыжками выходить из опасной зоны.

1.19. При выходе из помещений в ночное время необходимо некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.20. Выходя на путь из помещений или из-за сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.21. В случае получения травмы или заболевания экипировщик должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.

При травмировании других работников, а также обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожаротушения экипировщик должен немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю, а травмированному работнику оказать первую помощь.

1.22. Экипировщик, не выполняющий требований настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.