Решение Верховного Суда РФ от 24.10.2001 N ГКПИ2001-1373 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным пункта 2 Постановления Правительства РФ от 08.04.1999 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 24 октября 2001 г. N ГКПИ2001-1373

Верховный Суд РФ в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда К.Ю.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Белан М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе К.Л. об обжаловании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 393 от 08.04.99 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами"

установил:

К.Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит признать незаконным п. 2 указанного Постановления Правительства РФ, ссылаясь на то, что оно принято с превышением полномочий, предусмотренных п. 7 ст. 18 Федерального закона "О ветеранах", и в нарушение ст. 44 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", предоставляющей право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях только лечащим врачам государственных, муниципальных и частных систем здравоохранения.

В оспариваемом постановлении Правительства РФ предусмотрено, что лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, рецепты выписываются лечащим врачом на основании решения клинико-экспертной комиссии поликлинического учреждения, чем создана предпосылка нарушения прав граждан на обеспечение лекарственными средствами.

Представитель Министерства здравоохранения РФ О. возражал против жалобы К.Л., полагая, что оспариваемый пункт Постановления Правительства РФ не противоречит Федеральным законам и не нарушает прав заявительницы.

Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Белан М.Г., полагавшей жалобу необоснованной, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований к удовлетворению жалобы.

В соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" от 22.06.98 N 86-ФЗ законодательство Российской Федерации о лекарственных средствах состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце имеется в виду статья 3 Федерального закона "О лекарственных средствах" от 22.06.98 N 86-ФЗ.

Особенности обращения наркотических лекарственных средств и психотропных веществ регулируются федеральными законами (т. 3).

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок социальной защиты граждан РФ, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами (ст. 6). Анализ названных статей закона позволяет сделать вывод, что Правительству РФ предоставлено право устанавливать порядок льготного и бесплатного обеспечения граждан лекарственными средствами.

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами" во исполнение статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", а также в целях упорядочения льготного обеспечения граждан лекарственными средствами и рационального использования государственных ассигнований, направляемых на эти цели Министерству здравоохранения Российской Федерации, предложено:

а) разработать и утвердить по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в качестве составной части перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

б) осуществлять с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи;

в) разработать и утвердить:

порядок выписки рецептов на лекарственные средства гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение независимо от его организационно-правовой формы, имея в виду, что назначение лекарственных средств, норма их отпуска и выписка рецептов осуществляются лечащим врачом исходя из тяжести, характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения;

порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях, предусмотрев в нем правила замены лекарственного средства, на которое выписан рецепт, в случае его отсутствия.

2. Льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются:

на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, - единолично лечащим врачом государственного или муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания (далее именуется - поликлиническое учреждение);

на лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, а также на наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства (противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические, иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании решения клинико-экспертной комиссии поликлинического учреждения, или соответствующими специалистами поликлинического учреждения, или врачами соответствующих специализированных лечебно-профилактических учреждений (диспансеров).

В отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления срочной медицинской помощи, назначение лекарственных средств и выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом без предварительного согласования с клинико-экспертной комиссией поликлинического учреждения.

Таким образом, Правительство РФ в соответствии с федеральным законодательством правомерно приняло оспариваемое Постановление.

Утверждение в жалобе о том, что согласно п. 2 оспариваемого Постановления Правительства РФ лечащий врач может выписывать рецепт на лекарственные средства на основании решения клинико-экспертной комиссии поликлинического учреждения, или соответствующими специалистами поликлинического учреждения, или врачами соответствующих специализированных лечебно-профилактических учреждений (диспансеров), вопреки ст. 44 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, не может служить основанием к удовлетворению жалобы, поскольку данное требование распространено только на лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, а также на наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства (противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические иммунодепрессанты), для выписки которых существует отдельный порядок, установленный Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Более того, данное правило не распространяется на выписку рецептов, связанных с необходимостью предоставления срочной медицинской помощи.

Постановление Правительства РФ N 393 не ограничивает права льготных категорий граждан на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, поскольку не устанавливает каких-либо запретов или ограничений. В обжалуемом пункте Постановления в целях упорядочения льготного обеспечения граждан лекарственными средствами предусматривается лишь порядок выписки лечащим врачом рецептов на лекарственные средства.

Суд также учитывает, что в жалобе К.Л. не указаны конкретные факты, свидетельствующие о нарушении либо ограничении ее прав на льготное обеспечение лекарственными средствами или создания препятствий для осуществления такого права.

При таких данных основания для признания недействительным и не подлежащим применению положения пункта 2 оспариваемого Постановления Правительства РФ.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении жалобы К.Л. о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 393 от 08.04.99 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами" отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда