В документ внесены Изменения N 2, N 3 и Дополнение к Изменению N 3 РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

4.5. Технология перевозки

4.5.1. Перевозка опасных грузов должна осуществляться в соответствии с общими технологическими требованиями, установленными в настоящем разделе, а также специальными требованиями, установленными в разделах 11 - 19 для грузов соответствующего класса и в КТРП на конкретный груз.

При перевозке грузов, характеризующихся дополнительными видами опасности, должны выполняться также требования для классов (подклассов), соответствующих каждому из дополнительных видов опасности.

4.5.2. В зависимости от свойств, вида и степени опасности груза технологический режим должен обеспечивать безопасность перевозки и сохранность груза путем:

1) поддержания температуры груза и грузового помещения на возможно низком уровне с целью снижения опасности загорания или самовозгорания груза, образования воспламеняющихся или токсичных смесей паров груза (газов) и воздуха, возникновения самоускоряющихся реакций;

2) снижения концентрации паров воспламеняющихся и ядовитых веществ вентилированием закрытых грузовых помещений наружным воздухом;

3) предотвращения увлажнения грузов, а также конденсации влаги на внутренних ограждениях грузового помещения и упаковке груза с целью предотвращения порчи груза, снижения опасности выделения воспламеняющихся или ядовитых веществ, а также самовозгорания грузов вентилированием закрытых грузовых помещений наружным, рециркуляционным или осушенным воздухом;

4) устранения источников инициирования опасных свойств грузов.

Безопасность перевозки и сохранность груза должны обеспечиваться также в результате выполнения требований по размещению груза на судне, разделению несовместимых грузов, отделению опасных грузов от жилых, служебных и машинных помещений, укладке, сепарации и креплению груза в грузовых помещениях, контейнерах и транспортных средствах.

4.5.3. Для предотвращения опасного повышения температуры груза должно производиться вентилирование закрытых грузовых помещений. По усмотрению администрации судна могут применяться другие меры, направленные на предотвращение повышения температуры в грузовом помещении (полив верхней палубы водой, укрытие отдельных участков палубы матами и т.п.).

Для предотвращения опасного нагрева грузов в упаковке, размещенных на открытой палубе, должны применяться навесы или укрытия. Между поверхностью навеса и грузом должно оставаться свободное пространство высотой не менее 100 мм.

Контейнеры и транспортные средства с опасными грузами рекомендуется размещать так, чтобы они были защищены от солнечной радиации контейнерами (транспортными средствами) с грузами, не проявляющими опасных свойств при повышенных температурах.

4.5.4. Грузовые помещения с грузами, способными выделять воспламеняющиеся или ядовитые пары (газы), должны вентилироваться в соответствии с требованиями, изложенными в п. 7.2.

4.5.5. Для предотвращения увлажнения гигроскопичных грузов в мешках, тюках и кипах грузовые помещения должны вентилироваться в соответствии с указаниями, приведенными в п. 14.3.12.

Опасные грузы в иной упаковке следует предохранять от увлажнения (непосредственно груз или упаковку) путем вентилирования помещения наружным, рециркуляционным или осушенным воздухом.

4.5.6. В зависимости от свойств пожароопасных грузов должны быть приняты меры по исключению инициирования их воспламенения:

тепловыми источниками, в том числе источниками пламенного горения или тления;

электростатическими зарядами;

дугой короткого замыкания или электросварки, токами или электрическими разрядами в результате электромагнитной индукции;

искрами, возникающими при работе электрооборудования (выключатели, реле, магнитные пускатели, контакторы, коллекторы электродвигателей), в том числе в местах плохого электрического контакта;

искрами из газовыпускных трактов двигателей внутреннего сгорания и котлов;

фрикционными искрами, возникающими при соударении или трении деталей из стали (в том числе корродированной) с другими деталями из стали, а также сплавов, горение частиц которых сопровождается термитной реакцией (например, сплавы алюминия, магния и т.д.);

зонами местного нагрева и "ударными искрами", возникающими при соударении и трении с большой скоростью (10 м/с и более) металлических деталей, не имеющих специальной защиты (например, падение груза в трюм, падение или трение в присутствии абразивов люковых закрытий, трение крылатки вентилятора о корпус и т.д.).

4.5.7. В процессе перевозки администрация судна должна производить регулярный контроль состояния опасных грузов.

В зависимости от свойств и видов опасности груза должны контролироваться:

отсутствие утечки или россыпи груза;

состояние грузовых единиц, их крепление, заземление контейнеров-цистерн и автоцистерн (если оно требуется);

температура и относительная влажность воздуха в грузовых помещениях;

температура груза или стенок контейнеров и транспортных средств;

концентрация легковоспламеняющихся или ядовитых паров (газов) в закрытых грузовых помещениях и в местах их укладки на открытой палубе.

Объем и периодичность контроля при перевозке конкретных грузов установлены в КТРП.

Результаты контроля должны вноситься в судовой журнал.

4.5.8. Работа нагревательных и холодильных установок контейнеров и транспортных средств с опасными грузами должна контролироваться не реже 1 раза в 4 ч.

4.5.9. При обнаружении утечки, россыпи или загорания опасного груза должны быть приняты меры по ликвидации аварийной ситуации в соответствии с требованиями, изложенными в разд. 6, 7 и Аварийных картах для грузов соответствующею класса (приложение 7).

Ремонт поврежденных грузовых единиц на судне запрещается.

4.5.10. Контроль температуры и относительной влажности воздуха в закрытых грузовых помещениях должен производиться стационарными приборами (системами) или, при их отсутствии, переносными приборами. Вход членов экипажа в грузовое помещение для снятия показаний с приборов должен производиться с соблюдением мер безопасности, установленных в разд. 7.

4.5.11. Контроль концентрации воспламеняющихся и ядовитых паров (газов) в грузовых помещениях должен производиться в соответствии с требованиями, установленными в пп. 7.2.4 - 7.2.9.

Минимальная продолжительность (число обменов воздуха) вентилирования грузового помещения, в воздухе которого не обнаружены примеси воспламеняющихся или ядовитых паров (газов), а также если их концентрация менее допустимой, установлена в КТРП.

4.5.12. При перевозке грузов классов 4 и 5, склонных к разложению (категории 416, 417, 521, 522), необходимо соблюдать температурный режим, установленный инструкцией согласно п. 1.7.

Если во время перевозки температура груза достигнет контрольной, необходимо принять меры по ее снижению, а при достижении аварийной температуры - принять аварийные меры согласно инструкции.

Значения контрольной и аварийной температур для конкретных грузов приведены в приложении 15.

4.5.13. При осмотре контейнеров, закрытых транспортных средств и лихтеров с опасными грузами классов 1, 4 и 5, а также грузов, характеризующихся дополнительными видами опасности этих классов, должна контролироваться температура воздуха (груза) в их грузовом объеме либо температура стенок.

4.5.14. Лихтеры на лихтеровозе, при необходимости либо если это предусмотрено их конструкцией, должны быть подключены к противопожарной и вентиляционной системам, а также к системе автоматической пожарной сигнализации лихтеровоза.

4.5.15. При возникновении на судне аварии, связанной с опасными грузами (розлив, россыпь, утечка груза или пожар), должны выполняться действия, установленные в Аварийных картах (приложение 7). Номер Аварийной карты для каждого конкретного груза приведен в приложениях 15 и 16.

4.5.16. Сбор и удаление остатков опасных грузов производится в соответствии с РД 31.04.23-86. Наставление по предотвращению загрязнения с судов. Некоторые способы дегазации мест россыпи и розливов установлены в подразделе 5.4.