Распоряжением Правительства РФ от 17.08.2017 N 1756-р утверждена Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года.

Таблица 2.2. Загрузка производственных мощностей транспортного машиностроения в 2001 - 2006 годах, %

Таблица 2.2

ЗАГРУЗКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ ТРАНСПОРТНОГО

МАШИНОСТРОЕНИЯ В 2001 - 2006 ГОДАХ, % <*>

--------------------------------

<*> Данные Росстата.

┌──────────────────────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐

│ │2001│2002│2003│2004│2005│2006│

├──────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│Магистральные тепловозы │36,7│38,3│38,3│53,3│88,2│82,2│

├──────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│Грузовые вагоны │25,5│38,2│55,5│65,7│65,0│61,5│

├──────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│Магистральные пассажирские вагоны │71,0│69,3│77,7│85,4│90,2│97,5│

├──────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│Вагоны метрополитена │31,4│44,9│38,9│35,8│62,8│62,8│

├──────────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│Магистральные электровозы │8,1 │8,6 │12,2│24,9│47,5│70,6│

└──────────────────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

Загрузка производственных мощностей российских производителей транспортной техники в 2006 году составила в среднем по отрасли около 80% (загрузка мощностей в производстве локомотивов - 73%, грузовых вагонов - 61,5%, пассажирских вагонов - 97,5%, трамваев - 19%, вагонов метрополитена - 63%).

Например, мощности двух крупнейших российских производителей грузовых вагонов загружены практически на 100%. Следует отметить, что в настоящее время в связи с возросшим спросом на продукцию в транспортном машиностроении сложился дефицит мощностей по производству электропоездов и магистральных грузовых локомотивов.

Технико-экономические показатели российской транспортной техники массового производства во многих случаях отстают от лучших зарубежных аналогов, в том числе по производительности (отношение массы тары к полезной нагрузке), удельным энергетическим затратам на перевозки, межремонтному пробегу, эргономике и безопасности. Например, российский норматив межремонтного пробега грузового вагона составляет 160 тыс. км, зарубежные образцы - до 1 млн. км. В настоящее время некоторые отечественные производители повысили этот показатель до 210 тыс. км, в опытную эксплуатацию поставлены вагоны с межремонтным пробегом до 500 тыс. км.

Во многом проблемы качества продукции транспортного машиностроения вызваны отсутствием единой системы учета, анализа и передачи информации обо всех отказах (дефектах) между потребителями и производителями. Формируемая в настоящее время ОАО "РЖД" система менеджмента качества призвана улучшить качество продукции транспортного машиностроения за счет организации информационного взаимодействия с производителями подвижного состава.

Сегодня российские производители подвижного состава имеют на внутреннем рынке определенные преимущества перед, прежде всего, западными конкурентами за счет низких цен (например, цена импортного магистрального локомотива составляет 5 - 6 млн. долларов США, а российского - около 1 млн. долларов США), развитой системы сервисного обслуживания, адаптации техники к российским условиям. К началу второго десятилетия 21-го века, когда вопросы энергоэффективности транспорта в России выйдут на первый план, указанных преимуществ может оказаться недостаточно для сохранения стабильных рыночных позиций. То же можно сказать и о внешних рынках.