Распоряжением Правительства РФ от 17.08.2017 N 1756-р утверждена Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года.

2.5.1. Внутренний рынок

Объем внутреннего рынка продукции отрасли в 2006 году составил 153 млрд. рублей или 4,3 млрд. долларов США. Доля отечественных производителей составляет 84%. Импорт в 2006 году составил 24 млрд. рублей или 16% рынка.

Структура потребления продукции и услуг на внутреннем рынке в 2006 году свидетельствует, что основным потребителем для предприятий транспортного машиностроения являются железнодорожные компании, доля которых превышает 70% рынка при общем его объеме в 153 млрд. рублей. Спецификой отрасли является присутствие на рынке доминирующего потребителя - ОАО "РЖД", которое осуществляет более 70% всех закупок новой техники.

ОАО "РЖД" владеет 70% парка грузовых вагонов, почти 100% парка пассажирских вагонов, около 65% парка локомотивов.

Общая сумма закупок ОАО "РЖД" составила в 2006 году 63 млрд. рублей.

Кроме того, ОАО "РЖД", является лидирующим или монополистическим производителем, например, на рынке услуг по ремонту подвижного состава, на рынке механического и электромеханического оборудования для оснащения путей.

Такая ситуация в значительной степени влияет на формирование условий функционирования рынка и на ценообразование.

Закупки операторскими компаниями нового подвижного состава стимулируют рост производства в грузовом вагоностроении и способствуют становлению конкурентного рынка в этом сегменте транспортного машиностроения.

В собственности крупных промышленных предприятий находится почти 11 тыс. маневровых локомотивов (Лебединский ГОК, ГОК "Сильвинит", Михайловский ГОК, ОАО Апатит, Новолипецкий металлургический комбинат, НОСТА, Магнитогорский металлургический комбинат, Северсталь и др.). В собственности муниципальных и региональных предприятий находится парк трамвайных вагонов (более 10 тыс. единиц) и парк вагонов метро (около 6 тыс. единиц).

Структура парка собственного подвижного состава приведена в таблице 2.9.