Методические рекомендации по проверке подписных листов

Подборка наиболее важных документов по запросу Методические рекомендации по проверке подписных листов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.05.2021 N 88а-11458/2021
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на избираемую должность.
Решение: Отказано.
При этом, исследуя и оценивая подписные листы избирателей, представленные Чижиком А.Д., суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, основывая свои выводы на заключении специалиста, которое судом признано допустимым и относимым доказательством, заключение составлено в соответствии с требованиями п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и не противоречит пунктам 1.2, 3.1, 3.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Подписной лист как средство отражения воли избирателей (модель 2020 г., г. Новосибирск)
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)
Административный истец в заявлении указывал, что в подписных листах имеются неоговоренные исправления в дате проставления подписи кандидатом, в дате выдаче паспорта лицу, осуществлявшему сбор подписей. Также обращалось внимание, что в одном подписном листе отсутствует дата выдачи паспорта лицу, осуществлявшему сбор подписей. Представитель избирательной комиссии в судебном процессе отметил, что при проверке подписей члены рабочей группы те факты, которые истец оценивает как исправления, рассматривали в качестве помарок. Согласно подп. 7 п. 3.2 ч. 3 Постановления ЦИК России от 13 июня 2012 г. N 128/986-6 "О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" <13> не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений.
Статья: Проведение исследований почерковых объектов в подписных листах в рамках избирательных кампаний: "работа над ошибками"
(Жижина М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 9)
В соответствии с Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов он "должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз" <6>. При этом ни слова не говорится об обязательном наличии у него дополнительной экспертной специальности в области судебно-технической экспертизы документов.

Нормативные акты

Постановление ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6
(ред. от 18.05.2016)
"О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"
В настоящих Методических рекомендациях не рассматриваются вопросы приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (см. Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденные постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года N 128/986-6), а также приема листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (см. Методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, утвержденные постановлением ЦИК России от 27 марта 2013 года N 168/1222-6).