Ограниченный суверенитет государства

Подборка наиболее важных документов по запросу Ограниченный суверенитет государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Внешний аспект ограничения налогового суверенитета: сравнение опыта Федеративной Республики Германии и Российской Федерации
(Гусаров И.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)
Как видно из таблицы N 1, Россия и Германия являются членами нескольких интеграционных объединений одновременно. Тем не менее существенные мероприятия по разработке общего для государств-членов регулирования налоговой сферы осуществляется лишь в ЕС и ЕАЭС. Государства - члены обоих союзов объединяют свои усилия для совместного регулирования и гармонизации национальных законодательств преимущественно в области косвенного налогообложения и акцизов. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, согласно которой результатом передачи государствами на наднациональный уровень части своих суверенных полномочий в области налогообложения является развитие общего экономического пространства и единого рынка товаров, работ и услуг (что является одной из главных целей создания обоих союзов, согласно их учредительным документам), что посредством гармонизации правил косвенного налогообложения способствует развитию общего товарооборота в рамках союзов, а следовательно, участие в таких интеграционных союзах не только не ограничивает суверенитет государств, но и, напротив, является средством его реализации <6>. В.Г. Вишняков выдвигает более глобальную гипотезу, согласно которой сами понятия "суверенитет" и "передача" ряда суверенных полномочий интеграционному объединению лежат в разных плоскостях, следовательно, передача полномочий не нарушает суверенитета и международной правосубъектности членов такого объединения <7>. Таким образом, изложенное выше позволяет нам прийти к заключению, что как многочисленные многосторонние международные договоры, заключенные Российской Федерацией в области налогообложения, так и участие в интеграционных образованиях существенного влияния на ее налоговый суверенитет не оказывают.
Статья: Некоторые теоретические вопросы интеграции конституционного законодательства в странах ЕАЭС
(Дуйсенов Е.Э.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)
Другими существенными элементами суверенитета являются конституция и национальное законодательство. Поэтому примат международного права над конституциями, как уже отмечалось ранее, на определенном этапе ограничивал суверенитет ряда государств - членов ЕАЭС, включая Российскую Федерацию. ЕАЭС как экономический союз суверенных государств вплоть до 2020 г. был определенно в зависимом положении в части конституционного законодательства от международно-договорных обязательств, поскольку Россия как основной участник Союза была обременена до 2020 г. приматом международного права. Таким образом, интеграция конституционных норм по избавлению в странах ЕАЭС от примата международного права над конституциями способствовала укреплению в них как юридического, так и фактического суверенитета.

Нормативные акты

Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229
"Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"
2) расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в интересах противодействия политизации международной природоохранной и климатической деятельности, прежде всего ее осуществлению в целях недобросовестной конкуренции, вмешательства во внутренние дела государств и ограничения суверенитета государств в отношении их природных ресурсов;