Предоставление муниципального недвижимого имущества в аренду

Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление муниципального недвижимого имущества в аренду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Еще

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 9 "Переходные положения" Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""В данном случае заявителю в реализации преимущественного права выкупа арендуемого помещения отказано в связи с несоблюдением условий, предусмотренных частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, поскольку на дату подачи заявления не истекли пять лет со дня включения арендуемого недвижимого имущества в перечень муниципального имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства (объект включен в Перечень 28.12.2017)."
Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 308-ЭС22-9366 по делу N А32-3104/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о расторжении договора аренды земельного участка, указании в решении суда, что оно является основанием для погашения в ЕГРН записи о договоре.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку предприниматель не обладает правом на предоставление в аренду участка, так как больше не является собственником объекта недвижимости. Основания для занятия предпринимателем муниципального участка отпали.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав условия договора аренды земельного участка от 08.11.2016 N 4000005289, принимая во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делу N А32-54241/2019, установив, что предприниматель не обладает правом на предоставление в аренду спорного земельного участка, поскольку не является собственником объекта недвижимости (лотка), право на который признано отсутствующим в судебном порядке; указав на то, что основания для занятия ответчиком муниципального земельного участка отпали в связи с существенным изменением обстоятельств (земельный участок предоставлялся предпринимателю в долгосрочную аренду для целей эксплуатации объекта недвижимости), суд, руководствуясь положениями статей 12, 130, 131, 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39.6, 39.20, 46 Земельного кодекса Российской Федерации, удовлетворил исковые требования.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые последствия квалификации судами гражданско-правовых договоров в качестве договоров аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества
(Арабули Д.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)
В правоприменительной практике получили распространение случаи, когда предоставление государственного (муниципального) недвижимого имущества в аренду подменяется заключением иных гражданско-правовых договоров. Такая подмена трактуется судами как нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, что влечет признание договора недействительным либо привлечение государственных (муниципальных) предприятий или учреждений (их должностных лиц) к административной ответственности. В настоящей статье на основе материалов судебной практики выявляются характерные черты, позволяющие судам с учетом действующих законодательных конструкций квалифицировать заключаемые сторонами договоры в качестве договоров аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества.

Нормативные акты

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)
3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.