Введение

Целевая программа ведомства "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле" (далее - Программа) разработана в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 6 декабря 2008 г. N ПР-2577, протоколом совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 7 мая 2009 г. N ИШ-П1З-24пр и с учетом требований, предъявляемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".

Программа подготовлена в соответствии с положениями "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), "Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р), действующими и разрабатываемыми отраслевыми стратегиями развития.

Реализация Программы направлена на поддержку малых и средних предприятий, выпускающих конкурентоспособную промышленную продукцию, создание новых рабочих мест в промышленности, снятие административных барьеров, совершенствование государственного регулирования внутренней торговли. Однако Программа не предусматривает "механического" увеличения числа малых предприятий, занятых в промышленности и торговле. В ряде отраслей, курируемых Минпромторгом России, целям повышения конкурентоспособности национальной экономики, роста уровня благосостояния населения Российской Федерации более соответствует развитие крупного бизнеса, способного реализовывать масштабные инвестиционные проекты.

В то же время даже в таких отраслях, как автомобильная промышленность, характеризующихся значительным положительным эффектом масштаба, есть место для малых предприятий. В этой связи одной из задач Минпромторга России является недопущение прекращения их деятельности с тем, чтобы со временем малые предприятия смогли перейти в категорию средних, а средние - в категорию крупных.

Программа не предполагает выделения дополнительных средств из бюджета на реализацию планируемых мероприятий и будет профинансирована из бюджета действующих обязательств. В связи с ограничениями, наложенными данным форматом, не все мероприятия, потенциально способные стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле, вошли в Программу. В этой связи программные мероприятия следует рассматривать как часть общего комплекса мер, подготавливаемого Минпромторгом России для поддержки малого и среднего предпринимательства. Мероприятия, требующие дополнительного финансирования из бюджета, будут прописаны в соответствующих разделах отраслевых стратегий.

В частности, такие мероприятия есть в Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года, в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года. Минпромторг России будет следить за тем, чтобы в отраслевых стратегиях развития вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства не были забыты.