ЭКОНОМИКА

Вступает в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке следующими юридическими лицами:

- государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации ТБО, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Установлены правовые основы, принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, а также порядок ее информационного обеспечения.

На официальном сайте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, будет осуществляться ведение реестра недобросовестных поставщиков, уклонившихся от заключения договоров, или поставщиков, с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

(Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц")

Вступает в силу Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".

В Законе определен порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, обозначены объекты такого страхования, а также сельскохозяйственные риски, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки. Установлены требования к договору сельскохозяйственного страхования.

Отдельные положения Закона, касающиеся оказания государственной поддержки по договорам сельскохозяйственного страхования в отношении сельскохозяйственных животных и осуществления объединением страховщиков компенсационных выплат, вступают в силу в более поздние сроки.

(Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства")

Устанавливается порядок проведения экспертизы с привлечением независимых экспертов в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования.

Кроме того, установлены требования к независимым экспертам, привлекаемым для проведения такой экспертизы, а также условия и порядок их аттестации.

(Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1205 "О проведении экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования")

С 1 января 2012 года поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "А".

(Приказ Минэкономразвития РФ от 09.03.2011 N 88 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности")

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.

С 1 января 2011 года в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала) в отношении распределительных сетевых компаний, созданных в результате реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации.

С 1 января 2012 года завершен переход к аналогичной форме государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии и для иных территориальных сетевых организаций.

(Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике")

Вводятся в действие предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъектам РФ.

Также установлены максимальные величины роста указанных тарифов по субъектам РФ на 2012 год.

(Приказ ФСТ РФ от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год")

Вводится в действие Классификация запасов и прогнозных ресурсов теплоэнергетических и промышленных подземных вод, утвержденная Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 718.

(Приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 N 718 "Об утверждении классификации запасов и прогнозных ресурсов теплоэнергетических и промышленных подземных вод")

С 1 января 2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после капитального ремонта, должны быть оснащены указанными приборами при наличии технической возможности их установки.

(Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

На железнодорожном транспорте вводится новая форма электронного проездного билета.

(Приказ Минтранса РФ от 31.08.2011 N 228 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте")

Границы полосы отвода автодороги определяются теперь только на основании документации по планировке территории.

Ранее при отсутствии такой документации установление границ полосы отвода автомобильной дороги допускалось на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автодороги - по согласованию с ее владельцем.

(Федеральный закон от 27.12.2009 N 351-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

С 1 января 2012 года при сжигании на факельных установках более 5 процентов объема добытого попутного нефтяного газа плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при этом, рассчитывается как за сверхлимитное загрязнение. В этом случае при расчете к нормативам платы применяется дополнительный коэффициент, равный 4,5.

При отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа, значение указанного дополнительного коэффициента принимается равным 6.

(Постановление Правительства РФ от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках")

Вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", направленные на совершенствование правового регулирования в сфере создания и развития особых экономических зон на территории РФ.

Указанными изменениями, в частности:

- введены понятия "управляющая компания" и "кластер";

- установлены функции управляющей компании;

- изменены требования для создания промышленно-производственных ОЭЗ (такие ОЭЗ теперь создаются не более чем на 3 участках территории, площадь которых составляет не более чем 40 кв. км);

- признается утратившим силу положение о том, что отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора;

- увеличен до 49 лет срок существования ОЭЗ (ранее такой срок существования был предусмотрен только для портовых ОЭЗ, все остальные ОЭЗ создавались на 20 лет);

- устанавливается единый порядок заключения, изменения и прекращения соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ;

- определены особенности установления сервитутов в границах ОЭЗ для строительства и(или) эксплуатации объектов инфраструктуры ОЭЗ.

Одновременно вступают в силу изменения, касающиеся ОЭЗ, внесенные в ряд Федеральных законов.

(Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Вступает в силу новая редакция единой ТН ВЭД ТС и устанавливаются ставки ввозных таможенных пошлин.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза", письмо ФТС РФ от 30.12.2011 N 01-11/65436 "Об изменениях в нормативных правовых актах ФТС России в части кодов ТН ВЭД ТС")

Нормативная правовая база Таможенного союза приводится в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

Вступают в силу изменения, внесенные в указанных целях в более 20 отдельных Решений Комиссии Таможенного союза. 74 Решения признаются утратившими силу.

Также установлено, что лицензии на экспорт и (или) импорт и иные разрешительные документы на вывоз или ввоз товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, выданные уполномоченными государственными органами государств - членов Таможенного союза до 1 января 2012 года, являются действительными до окончания срока их действия.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 859 "О приведении нормативной правовой базы Таможенного союза в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза 18 ноября 2011 года N 850")

С 1 января 2012 года вступают в силу международные договоры, направленные на формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Такими договорами, в частности, являются:

- Соглашение о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2011 года.

Кроме того, на 1 января 2012 года запланировано начало фактической деятельности Суда Евразийского экономического сообщества.

(Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.12.2011 N 583 "О формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества")

С 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты в отношении отдельных видов товаров.

Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза на территорию РФ установлены применительно к товарам, включенным, в частности, в товарные позиции 0201, 0202, 0207 ТН ВЭД ТС.

Тарифные квоты применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 865 "О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза")

Изменяются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

(Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1139 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")